БАСНИ ДЕДУШКИ - НЕ БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
9 ноября исполняется 160 лет со дня смерти Ивана
БАСНИ ДЕДУШКИ - НЕ БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
9 ноября исполняется 160 лет со дня смерти Ивана Андреевича Крылова, который занял в русском литературном пантеоне особое место. Говорят, с легкой руки поэта Вяземского великого баснописца окрестили "дедушкой Крыловым", да так и продолжают называть до нашего времени.
Замечено, что басня, родившаяся как жанр в стародавние времена и не у нас, обрела на российской почве вторую родину. По выражению Белинского, "басня была любимым родом поэзии и процветала на Руси преимущественно перед всеми родами поэзии". Что, разумеется, отразилось и в школьных хрестоматиях. Даже последний двоечник хоть пару строк да прочтет вам сегодня наизусть из дедушки Крылова.
МОРАЛЬ БЕЗ БАСНИ
А начиналась всенародная слава Крылова, длящаяся уже почти два века, с небольшой, скромной книги, в которую автор поместил 23 басни. Вышла она в 1809 году. Его басни читали, переписывали, заучивали стар и млад во всех сословиях. Тот же Белинский считал, что у нас своим торжеством басня обязана Крылову: "Он один у нас истинный и великий баснописец: все другие, даже самые талантливые, относятся к нему, как беллетристы к художнику".
Сам же баснописец насчет открытия новых литературных земель и своих заслуг перед отечественной словесностью на торжествах по случаю 50-летия творческой деятельности высказался предельно скромно: "Я то же, что иной моряк, с которым только оттого и беды не случилось, что он не хаживал далеко в море".
Сложно сказать, насколько искренним был в самооценке Иван Андреевич, но он явно дал урок последующим литераторам с тем, чтобы они самостоятельно извлекли из него мораль.
ВПОЛНЕ СНОСНАЯ ИСТИНА
В басне "Волк и Лисица" утверждается, что "истина сноснее вполоткрыта". Таким образом, сам же Иван Андреевич и сформулировал главное качество басни - иносказательность. Хорошо, правда, если она основательно сдобрена сатирой и иронией. Современник Крылова граф и графоман Хвостов не без остроумия заметил, что "басня родилась от некоторого сражения между свободою мыслить и опасением, чтобы не раздражать". Короче, сатира, но не очень задиристая. Объект узнаваем, но за нанесение ущерба чести и достоинству судебного иска вчинить не может.
Басня знает периоды расцвета и упадка. Там, где есть свобода слова, этот жанр обычно уходит в тень. В сущности, они антиподы - иносказание и прямосказание, притча и публицистика. Следите, не выходит ли басня из тени...