Семь столетий назад правнук Чингисхана - ордынский царевич Даир - принял православие и был наречен Петром. Он перебрался в Ростов Великий и решил построить там храм. Вскоре в полутора верстах от города, на берегу озера Неро появилась деревянная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, около которой вырос монастырь.
Перед смертью царевич принял постриг, а после кончины был причислен к лику святых. Сюжеты о жизни Петра, царевича Ордынского, можно найти в росписях питерского Исаакиевского собора и Архангельского храма Московского Кремля. К Петру же восходит род знаменитого иконописца Дионисия.
Монастырь, основанный "ордынцем", развивался. В XVII веке бревенчатая церковь Петра и Павла уступила место пятиглавой каменной, а рядом появился еще один - кирпичный теплый храм Похвалы Богородицы. Тогда же построили трехъярусную колокольню, которую было видно за много верст.
После установления советской власти монастырь некоторое время еще продолжал действовать. Его закрыли в 1928 году, отдав помещения под детский сад. Колокольню и арку въездных ворот разрушили, стены снесли, а осенью 1932 года разобрали по кирпичику собор Петра и Павла. От былого величия остались четыре башни да церковь Похвалы Богородицы, где одно время работал цех по розливу газировки. Потом на монастырских площадях разместилась организация "Ростовагропромэнерго". В алтаре храма сделали контору, приделы стали складами.
Осенью 1993 года постановлением губернатора области Анатолия Лисицына церковь Похвалы Богородицы была отнесена к вновь выявленным объектам культурного наследия. Но поскольку к этому времени уже находилась в собственности фирмы "Ростовагропромэнерго", то там и осталась. Руководители ООО, впрочем, с пониманием относились к стремлению верующих когда-нибудь вернуть себе храм. И 5 января 2004 года, накануне православного Рождества, общее собрание учредителей ООО "Ростовагропромэнерго" постановило безвозмездно вернуть общине храм. "Надо поступать по совести. Все, что сделано неправильно, особенно если это касается памяти предков, надо исправлять", - сказал тогда генеральный директор головного предприятия "Агропромэнерго" Геннадий Золотарев.
Это решение подкрепили свидетельством о безвозмездной передаче, вручив один экземпляр местному благочинному архимандриту Сильвестру, а другой - архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу. Верующие стали обживать наконец-то обретенную церковь и собирать средства на ее ремонт.
Но поскольку дела в "Ростовагропромэнерго" уже давно шли неважно, и фирма задолжала бюджету более 800 тысяч рублей, 19 июля арбитражный суд Ярославской области признал ее банкротом. Когда назначенный конкурсный управляющий стал заниматься реализацией имущества для покрытия долгов, выяснилось, что ликвидного добра у самой фирмы осталось лишь на 267 тысяч рублей. Где взять остальные? И управляющий Александр Григорьев пришел к мысли вернуть фирме храм, торжественно переданный православным. Если продать здание, балансовая стоимость которого составляет 685 тысяч, можно покрыть почти всю задолженность. И в Епархию поступило письмо, в котором управляющий заявлял об "отказе от исполнения сделки по передаче здания конторы ООО "Ростовагропромэнерго" под видом церкви". Аргумент был простым: община еще не успела зарегистрировать на церковь право собственности, а значит, обязана по первому требованию этот подарок вернуть.
Сперва верующие, которые уже служили в храме молебны, сочли это уведомление дурной шуткой. Однако господин управляющий был настроен весьма серьезно. И православных перестали вообще пускать внутрь храма - по бумагам, мол, никакой церкви здесь нет, а есть кирпичная "коробка" площадью 500 квадратных метров, которую, в соответствии с законом о банкротстве, пора выставлять на аукцион. На призывы к исторической справедливости и человеческой совести Александр Григорьев коротко и просто: нужен храм - выкупайте его у нас. В присутствии свидетелей называлась и цена - миллион рублей. Естественно, у прихода таких денег не было. Зато пошли слухи, что уже объявились другие покупатели.
- Ситуация ненормальная, - комментирует происходящее член приходского совета храма Сергей Борисович Козлов. - Общая политика государства состоит в том, чтобы возвратить Русской православной церкви все отнятое прежней властью. А здесь время словно течет вспять. Только вместо большевиков, отбиравших храмы по идейным соображениям, появились безыдейные коммерсанты, для которых кусочек православной истории - просто ходовой товар.
Заместитель главы администрации Ростовского муниципального округа Павел Зарубин заявил, что местные власти сделают все, дабы не допустить позорной продажи храма, являющегося к тому же памятником истории и культуры.
- Мы вовремя оформили документацию, подготовили архивные справки, - говорит заместитель директора областного департамента культуры и туризма Юрий Аврутов. - Никто не предполагал, что даритель, став банкротом, потребует свой подарок обратно. Впрочем, если дело дойдет до суда, то, я уверен, вопрос решится в пользу Церкви.
Доводить до суда спор, где коммерческий расчет столкнулся с верой, православным, впрочем, совсем не хочется. Они надеются, что некрасивый конфликт, когда у Епархии сперва забрали святыню с трехвековой историей, затем торжественно вернули, а теперь вновь пытаются отобрать, все же удастся разрешить по справедливости.