- Многие полагают, что вы родом из Ташкента. Там родились и ваши дочери - Алина и Лейсан...
- Нет, мои родители в конце Великой Отечественной переехали из российской глубинки в Узбекистан. Моя мама родом из Ульяновска, а отец - с Орловщины. Тогда хорошие мастера-плотники были нарасхват, вот отца и пригласили в Ташкент. Жили мы скромно, спасало лишь обилие овощей, фруктов. Ну а самым большим праздником для нас был Новый год с настоящей елкой. Отец специально ехал в северные края и за три дня до праздников привозил зеленое чудо с мохнатыми ветками. А в полночь он раскладывал под елкой подарки для меня и сестры. Эту традицию я сохранила и в своей семье, когда вышла замуж за Марата Кабаева.
- В Ташкенте Кабаева знали как футбольную "звезду". Как вы познакомились с ним?
- В юности я играла в баскетбол, и наша команда часто участвовала в спортивных вечерах. И вот как-то подошел ко мне крепкий парень и сказал: "Я - Марат, играю в "Пахтакоре". А вы откуда?" Так познакомились. А через два года поженились и затем пять лет жили вместе с моими родителями. Отдельную квартиру нам дали позже.
- Как быстро проявился талант Алины? Когда вы поняли, что у нее есть будущее в гимнастике?
- Не могу сказать, что Алина - вундеркинд. До поры до времени я видела в ней лишь какие-то проблески, но в семь лет она все-таки меня удивила. Мы пришли на праздник в спортшколу, и вдруг тренер говорит Алине: "Надо срочно сочинить танец под мелодию "Лаванды". Бери обруч и показывай". Алина минут десять разминалась на ковре, а потом вышла и начала танцевать. Мелодия закончилась, а она просит: "Хочу еще раз". И станцевала уже другой вариант...
- Дома ей кто-то помогал?
- Да, Марат часто ездил на сборы в Подмосковье и обычно брал с собой и дочку, чтобы показать ей, как живут спортсмены. Там Алина и поняла, что такое жесткий режим тренировок. Та что с возрастом у нее все было расписано по минутам.
- В 12 лет Алина вместе с вами поехала на встречу с тренером Ириной Винер. Что побудило вас обратиться к столь известному специалисту, наставнице многих чемпионок мира?
- Конечно, с моей стороны это был дерзкий шаг. Но я слышала, что многие дети развиваются "рывками", успевая за короткий период овладеть массой знаний, навыков. У меня было предчувствие такого вот рывка у моей девочки. Ирина Александровна, посмотрев тренировку Алины, сказала мне: "Я подумаю. Звоните мне через три дня"...
Представляете, с какой дрожью набирала я номер гостиницы в Новогорске? А Винер сказала: "Девочку оставляйте в Москве, а сами возвращайтесь домой... "
Тут в нашу беседу вступает наконец сама Алина КАБАЕВА:
- Я хорошо помню тот первый год, когда я начала тренироваться у Ирины Александровны. Ее уроки стали для меня академией мастерства и в технике, и в артистизме. Но больше всего я ценила в ней чутье, житейский такт в общении с девочками. Она первой заметила, что я тосковала по своему дому, потому что в Новогорске у меня еще не было подруг. И когда мне из Ташкента звонила мама, я не могла сдержать слез. Все кончилось тем, что тренер, почувствовав мои переживания, позвонила маме и сказала: "Прошу поскорее приехать в Москву, Алине нужна поддержка..." Так я снова оказалась в объятиях мамы.
- Алина, спорт для вас - это радость или муки и слезы? Чего стоила дисквалификация на целый год...
- Не беспокойтесь, с нервами у меня все в порядке. Тем более что рано или поздно плохое забывается. Вот и мы с Ирой Чащиной (тоже дисквалифицированной. - А.Ш.) недолго горевали. В этот момент меня пригласили на съемки телесериала за рубежом, и я с удовольствием улетела с большой группой телеоператоров, артистов. Масса новых впечатлений, встреч - все это вытеснило горечь обид.
- По жизни так получилось, что у вас есть две мамы: одна - Любовь Михайловна, другая - Ирина Александровна. Что для вас особенно дорого в общении с ними?
- Это мое счастье, что на старте меня благословляют две мамы. Они ведут меня по жизни, хотя теперь я самостоятельный человек. Сама выбираю друзей, сама слежу за модой и даже рискнула сесть за руль. Впрочем, за машину все же получила выговор...
- Алина, вас преследовали сомнения в том, что, возможно, вы уступите титул абсолютной чемпионки мира в Будапеште?
- Нет, я ехала с верой в себя и свои возможности. К тому же я очень хотела преподнести "золотой" подарок ко дню рождения Ирины Александровны Винер.
В целом чемпионат был трудный и нервный. Зал в Будапеште тогда заполонили флаги украинских болельщиков, приехавших поддержать Аню Бессонову из Киева. Ее фамилию зрители выкрикивали, когда я и Ира Чащина выходили на ковер. Но помешать нашему выступлению они не смогли. Чем больше хотели они нас разозлить, тем свободнее и ярче делали мы свои упражнения. Концентрация сил у нас была предельной.
- Уже не первый год ходят слухи о возможной свадьбе Алины Кабаевой. Есть ли основания для этих разговоров?
- По-моему, особых поводов для этого я не давала. Во всяком случае, пусть никто не думает, что я оставлю спортивную арену накануне Олимпиады-2004 в Афинах. Не дождетесь! К тому же у меня теперь новое серьезное хобби. С января 2004 года Федерация художественной гимнастики будет проводить особый турнир "Алина-2012". В нем участвуют дети из разных стран, а меня пригласили возглавить судейскую коллегию. Будем искать таланты!