ВЛАДИМИР ЛИСИН: "СОЦИАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА. КАК ИМ СОВПАСТЬ?"

Металлургия была и остается одной из главных промышленных отраслей, питающих бюджет страны. Промышленный рост поставил перед российскими металлургами новые задачи, среди которых техническое перевооружение, выход на новый качественный уровень производства. Какие задачи ставят перед собой металлурги в социальном плане, рассказывает председатель совета директоров ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" Владимир Лисин.

- Владимир Сергеевич, Новолипецкий металлургический комбинат занимает достаточно высокую позицию в рейтингах крупнейших российских предприятий. Как вы считаете, они отражают истинное влияние предприятия на экономику страны, на социальную сферу?
- Сегодняшние рейтинги насыщены такими понятиями, как "капитализация", "рыночная стоимость". Но не стоит забывать, что предприятия находятся в городах, областях, в России, наконец. И рейтинги не дают ответа на вопрос: какова роль этого предприятия с точки зрения социальной значимости для государства? К сожалению, пока никто не обращает внимания на количественную оценку такой значимости.
- По каким критериям можно подсчитать эту самую значимость для страны?
- Если предприятие производит, к примеру, один процент валового внутреннего продукта страны, а уплаченные им налоги составляют 10 процентов от этого валового продукта, то становится понятным вес предприятия в общей государственной составляющей. А если предприятие обеспечивает достаточно большую долю ВВП, но налогов от него государству достается многократно меньше, тогда тоже все понятно. То есть можно дать прямую, пусть несколько примитивную, оценку любого предприятия или собственника на территории России.
- Вы считаете, что этот критерий может взять на вооружение руководство страны?
- Нашим государством управляют люди прогрессивные, сведущие в социально-экономических вопросах. Но немаловажно, чтобы руководители государства воспринимали в целом, а не по отдельности главные критерии, из которых складывается польза предприятия для страны. Эти социально-экономические критерии вполне очевидны: какова доля предприятия в ВВП, сколько на нем занято сотрудников и создано новых рабочих мест, каков размер заработной платы? Сколько налогов перечисляется в бюджет? В каком состоянии социальная сфера? А также - предполагается ли развитие. Мне могут возразить, сказав, что это не дело предприятия - определять критерии, его дело, мол, - считать деньги. Получение прибыли - конечно же, один из важнейших факторов деятельности. Но он не учитывает общее экономическое положение в стране. Важен не только объем прибыли, но и куда она направляется, на какие расходуется цели, насколько гармонично учтены интересы экономического развития самого предприятия, интересы владельцев, акционеров.
- То есть налоговый механизм взаимодействия предприятия и государства не упрощается?
- Проблема заключается и в том, что уже собранные налоги имеют свойство куда-то исчезать. Поэтому эффективность использования собранных государством налогов тоже немаловажный фактор. Все налоги должны быть абсолютно целевыми. Нецелевое использование налогов должно караться самым строгим образом.
- Владимир Сергеевич, должен ли глава предприятия задумываться о социальной обстановке за его пределами?
- С социальной точки зрения предпочтительнее, чтобы росли доходы работников на предприятиях. Но в таком случае надо вспомнить про производительность труда. Это понятие тесно связано с численностью персонала. И порой предприниматель должен либо брать на себя социальную ответственность, отправив людей на улицу, либо пытаться искать пути, чтобы те нашли себе новые рабочие места.
Таким образом, активность предпринимателя не ограничивается забором предприятия. Особенно это касается тех, что являются градообразующими. Если в миллионном городе на заводе работают 100 человек и 50 из них сокращаются, то социальные последствия в масштабах города мизерны. А базовое предприятие для города или региона, где работает свыше 20-30 тысяч человек, - это уже другой масштаб проблем. Для решения их существует несколько способов. Можно создать новые рабочие места, а можно и переселить рабочих в другие районы.
- Переселить?
- С точки зрения социального баланса в обществе сокращать персонал у меня сегодня нет возможности. К примеру, если нужно сократить пять тысяч человек, то я могу им предложить жилье в другом регионе, чтобы не создавать напряженности в своем. Допустим, я купил каждому из них по квартире где-нибудь на Ставрополье, решил их жилищную проблему. С одной стороны, это вроде бы положительный шаг в социальном плане. Но, с другой стороны, работы у них там не будет. Простой закон арифметики: от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
- Что вы можете сделать как предприниматель в социальном плане?
- Я обязан помочь тем, кто не может помочь себе сам: пенсионерам, инвалидам, детям. Я могу вкладывать в развитие тех областей знания, которые позволят всему обществу развиваться. Но не больше того. Остальное - прерогатива государства. Если государство хочет от меня что-то сверх моих возможностей в социальном плане, мне надо поставить задачу, дать определенные права и стимулы - к примеру, налоговые. Поэтому, кроме доброй воли предпринимателя, должны быть добрая воля и социальная направленность государства. Если два эти вектора сходятся, получается положительный результат.
- Может, создание новых рабочих мест должно стать гражданским долгом работодателя?
- Гражданский долг - дело хорошее. Но на одном гражданском долге многого не сделать, к сожалению. Есть еще и такая категория, как прагматизм. Ни одно предприятие не может существовать в среде, которая ему враждебна. Поэтому надо четко понимать: любые производственные мощности действуют не только ради получения прибыли, но и для того, чтобы окружающие люди получали положительные результаты. Тепло, газ, электроэнергию, металл, одежду, обувь. В конечном итоге - это ведь основная функция государства: обеспечение своих граждан. Если оно не выполняет ее, то не может быть сильным.
- В чем, по-вашему, наиболее ярко проявляется социальная ответственность работодателя?
- Если работодатель является временным управляющим предприятия, вся его социальная ответственность также временная. То есть его заинтересованность в положительной деятельности предприятия ограничена. Это особенно опасно, когда человек точно представляет предел своей работы на предприятии: знает, что проработает ровно пять лет, а дальше, как говорится, хоть трава не расти. Вряд ли такой управленец будет задумываться о развитии предприятия на дальнейшие годы, повышать качественный уровень производства, воспитывать кадры, которые придут на предприятие и будут приносить пользу через десять лет. Есть даже специальное понятие, которое в российской истории относилось к области государственного управления - "временщики". Сейчас оно актуально в сфере производства. Временщика можно легко узнать издалека: достаточно понаблюдать за его реакцией, когда предприятие начинает делать шаги в той же социальной сфере.
- Владимир Сергеевич, работники Новолипецкого комбината удовлетворены размерами своей заработной платы? От чего она зависит?
- Вы когда-нибудь слышали, чтобы люди говорили, что их зарплата слишком велика и необходимо ее уменьшить? Вообще-то средняя зарплата напрямую зависит не только от производительности труда и от других факторов, о которых я уже говорил, но и от региональных особенностей. Чтобы увеличить зарплату, существует лишь одна возможность: повышать производительность труда. К сожалению, сегодня мы пока этот путь избрать не можем. Если в регионе есть четкая программа социально-экономического развития, которая предусматривает создание пяти тысяч рабочих мест, то за три года можно подготовить персонал к перемене места работы. Но подобных программ в области нет. Соответственно был бы и дополнительный рост заработной платы, хотя в этом году она выросла на НЛМК на 85,9 процента. Нам остается сохранять лучшие кадры, с одной стороны, а с другой - поддерживать определенную часть рабочих, которых мы вынуждены держать, выплачивая усредненную заработную плату.
- То есть существуют региональные особенности, своеобразная "географическая поправка" в вопросах заработной платы?
- Скорее, социально-географическая. От того, где располагается предприятие, зависит очень многое. Если оно находится в регионе, где уровень заработной платы не превышает 1000 рублей, а предприятие выплачивает своим работникам 3000 или 5000 рублей, то возникает социальный конфликт. Учитель, бюджетник, который получает 500-800 рублей в месяц, просто не в состоянии конкурировать с работником предприятия, получающим в десять раз больше. Получается громадный разрыв в возможностях людей. Ведь на увеличение заработной платы на крупном предприятии молниеносно реагирует рынок: покупательская способность работников предприятия растет, а вслед за ней растут и цены. Все, кто не занят на предприятии, фактически оказываются за чертой.
Что же касается географической составляющей, то аналогичные предприятия в разных концах страны сравнивать в социальном плане нужно также взвешенно. Ведь в среднюю полосу России нет нужды завозить фрукты, овощи, как это необходимо за Уралом. И проезд на отдых в Сочи рабочему из центра России обойдется гораздо дешевле, нежели его коллеге с Севера.
- Владимир Сергеевич, какова перспектива в создании новых рабочих мест на НЛМК?
- Объявленная в этом году и поддержанная единогласно советом директоров ОАО "НЛМК" программа технического перевооружения предприятия - это наиболее масштабный пример создания рабочих мест как в Липецке, так и по всей стране. Программа предусматривает ремонт и полную замену оборудования практически всего производственного цикла. Потребуется помощь строителей, монтажников, сотен других специалистов. Многие крупные предприятия страны получат наш заказ. Таким образом, мы на пять лет обеспечим работой тысячи людей.