Достаточно вспомнить историю расселения украинских чумаков, на которых держался соляной путь от Эльтона до Москвы и Санкт-Петербурга. Или переселенцев из Западной Европы, возводивших здесь мануфактуры, сельскохозяйственные колонии. Во время первой и второй мировых войн Саратовская губерния приняла сотни тысяч беженцев из Белоруссии, Украины, западных областей России. Большой приток молодых сил произошел в 60 -70-е годы - с освоением залежных земель, мелиорацией в Заволжье, со строительством электростанций, предприятий химии, электроники. Таким образом веками формировалось уникальное сообщество людей разных национальностей, для которых саратовская земля - дом родной. Сегодня здесь живут представители 111 национальностей - и никаких межнациональных проблем это не вызывает. Наоборот, у нас сложился особый микроклимат - атмосфера братства, доверия, взаимопомощи.
Недавно область посетил президент Армении Роберт Кочарян. С удовлетворением он узнал, что городская армянская диаспора "Крунк" отметила свое 10-летие и продолжает развиваться, насчитывая около 10 тысяч членов. Основная цель - создать благоприятные условия для духовного, культурного, нравственного развития армян на Саратовщине. В общине многое делается для укрепления дружбы, взаимоотношений, что называется, толерантности с представителями других народов. Здесь занимаются издательской деятельностью, проводят фестивали искусств, праздники армянской культуры, выпускают газету, ведут занятия в воскресной школе.
Это - лишь один из многих примеров активной деятельности уже сложившейся национально-культурной структуры. Но процессы миграции далеко не закончены. Сложная экономическая и национальная обстановка в странах СНГ побуждает многих людей к перемене мест, создает немало новых проблем для тех регионов, куда стремятся беженцы. К нам на Саратовщину едут многие - не в последнюю очередь благодаря позиции губернатора Дмитрия Аяцкова, призвавшего жителей области не делить людей на коренных и "пришлых", помогать поселенцам обустраиваться на новом месте, содействовать реализации их делового потенциала.
В небольшом городе Красноармейске действует Центр временного размещения вынужденных переселенцев, где их готовят к переезду на постоянное место жительства. Недавно в свой новый дом отправилась семья Петровых - переселенцев из Чечни: мать Тамара Васильевна, дочери Наталья и Элина, внучки Эмилия и Милена. Уехали и другие. Позади у этих людей месяцы мытарств, поиски необходимых документов, мучительная неопределенность. Впереди - новая жизнь в поселке Ивантеевка, новые квартиры, рабочие места, предсказуемое будущее...
Сейчас в центре живет около трехсот человек. Это вдвое больше, чем в конце прошлого года, когда начался новый наплыв "чеченцев". За последнее время условия жизни в центре улучшились. Здесь открыли детские игровые комнаты, котельную, тренажерный зал, медпункт. Но, разумеется, каждый из его обитателей мечтает о своем доме, своем деле. И находит все это.
Анатолий Соколов, проживающий теперь в селе Березняки Воскресенского района, - вынужденный переселенец из Казахстана, работал там в совхозе. И не смог промолчать, видя, как у всех на глазах беззастенчиво разворовывалось общее достояние. Начались угрозы со стороны начальства. Пришлось все бросить и бежать в Саратовскую область. Поселился Анатолий вместе с женой тоже в совхозе. Оформили российское гражданство. Супруги постепенно налаживают быт, создают свое хозяйство, устраиваются основательно - значит, с пользой не только для себя, но и для совхоза.
Сейчас в Саратовской области - около 200 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. Из них еще не обустроены 10 тысяч. Конечно, жилье для всех в один миг найти невозможно, однако саратовцы ищут и находят различные варианты помощи новым землякам. Недавно Александр Анпилогов, командир одной из воинских частей, обратился в областную Думу с предложением поселить беженцев в домах военного городка, опустевших после сокращения личного состава части. Реконструкция одного здания обошлась в 250 тысяч рублей. Сейчас здесь живут 53 человека. Впервые в России решается вопрос о передаче этого военного городка с баланса Минобороны в муниципальную собственность. Если передача произойдет, федеральное Министерство национальной политики должно будет выделить 2 миллиона рублей на ремонт еще двух домов на 32 семьи. В городке есть магазин, котельная, клуб, столовая. Можно открыть общежитие, школу, производственные цехи. А всего в Саратовской области пять таких брошенных военных городков. Сотни семей могли бы обрести здесь свой дом. Однако из-за бюрократических препон ни один из них не передан в муниципальную собственность.
Под особым вниманием - переселенцы, имеющие высшую квалификацию, обладающие опытом руководства производственными коллективами. Нельзя допустить, считает губернатор, чтобы такие люди, не найдя себе дела по профилю, устраивались сторожами или уборщиками. Им стараются найти более соответствующую их возможностям работу. Например, недавно из Казахстана приехал в Саратов Геннадий Мощенко - ныне директор нефтеперерабатывающего завода. За короткий срок сумел провести такую реконструкцию предприятия, что диву даешься. Нефтепереработка вновь стала прибыльным делом, а завод, недавно почти банкрот, занял одну из ведущих позиций в списке предприятий-лидеров.
Саратовский опыт может быть ценным и для других регионов, куда прибывают беженцы из "горячих точек" страны и ближнего зарубежья. Как ни велика Россия, а найти в ней для себя новый кров и дом, начать новую жизнь - задача, что и говорить, не простая.