Почему в России продукты дорожают, а в Китае дешевеют?
Россия стала одним из мировых лидеров по экспорту продовольствия и даже обещает чуть ли не накормить весь мир экологичными продуктами. Но как обстоит дело с питанием внутри страны?
На днях президент Владимир Путин заявил, что Россия вошла в мировой топ экспортеров продуктов питания. А ведущими импортерами российской сельскохозяйственной продукции в минувшем году стали Китай (7,6 млрд долларов) и Турция (5 млрд), следом идут Казахстан (3,3 млрд), Белоруссия (2,8 млрд) и Египет (2,5 млрд долларов). Наибольшую долю в стоимостном объеме экспорта российских продуктов по итогам 2023 года занял экспорт зерновых (37,4%), далее следуют масложировая (19,5%) и прочая продукция АПК (15%), рыба и морепродукты (12,5%), продукция пищевой и перерабатывающей промышленности (11,5%), мясная и молочная продукция (4,2%).
Это, конечно, замечательно, что наша страна кроме нефти и газа может поставлять за рубеж и другую жизненно важную продукцию. И бюджет пополняется за счет налоговых и таможенных платежей. Но как это отражается на кошельках граждан и на разнообразии и доступности продуктов питания россиян?
Взять тот же хлеб, по экспорту которого мы чуть ли не мировые лидеры. На мой вкус, в Москве найти хороший хлеб трудно. Качество его в сетевых магазинах оставляет желать лучшего. Вкус булки и отдаленно не напоминает советский хлеб, который производился по строгим технологическим правилам и ГОСТам. Ни в какое сравнение наш хлеб не идет и с тем, что доводилось пробовать в европейских странах. Редкая русская буханка сохраняется больше трех-четырех дней, чтобы не покрыться слоем плесени или не зачерстветь. Хлеб в так называемых мини-пекарнях вообще выпекается неизвестно из чего и по каким стандартам. А стоит такой «элитный» калач в столице от 150 рублей.
Проблема обсуждается годами, но сдвигов мало. Эксперты говорят, что лучшее зерно отправляется на экспорт, а на внутреннее потребление остается пшеница и рожь низких сортов. При этом хлеб, социально значимый товар, постоянно дорожает в рознице. Это же касается и других продуктов, причем продуктовая инфляция (для бедных) на десятки процентов обгоняет официальную.
Вот очередная новость: Федеральная антимонопольная служба проверит цены на социально значимые продукты в 14 крупнейших торговых сетях. Речь о хлебе, молоке, мясе и овощах из борщевого набора. Старая игра на публику: ФАС хмурит брови, но какой толк от этих запросов? Государство заинтересовано не в снижении цен, а в пополнении бюджета за счет налогов от ретейлеров, которые, в свою очередь, опустошают карманы граждан.
Если бы власти действительно стремились к снижению цен на продукты, они бы ограничили экспорт и создали иные условия на внутреннем рынке. Например, разрешили бы свободную продажу продуктов, оборудовали места для такой торговли. Не секрет, что «рынки выходного дня», куда вроде бы открыт доступ всем производителям, на самом деле рынками не являются. Они мало чем отличаются от сетевых магазинов по ассортименту, а по ценам порой обгоняют «Пятерочки» и прочие «Дикси». Торгуют там гости с юга (или они же уже с паспортами РФ) той же импортной продукцией. Российским же фермерам или просто крестьянам туда путь заказан. Мэр Москвы Собянин неоднократно анонсировал создание крупных фермерских рынков на окраинах города, куда бы люди из других регионов могли приехать и продать свободно свою продукцию. Но по факту это оборачивается строительством очередного «Фуд Сити», где царят приезжие продавцы и дары. А ведь Всемирная организация здравоохранения давно резюмировала: стремишься к здоровому питанию — ешь местные продукты!
В переходе у станции метро «Университет» мне посчастливилось наткнуться на бабушку, продававшую выращенные ею на ее огороде помидоры величиной с голову. Она из Тамбова, куда Высоцкий, помнится, звал доцентов-академиков «на картошку». Посреди спешащей толпы она с оглядкой (нет ли полицейского?) продавала замечательные помидоры, каких точно не купишь в сетевых магазинах, предлагающих привозные «резиновые» овощи и фрукты. Да еще тамбовские вдвое дешевле! А сколько таких бабушек и дедушек, привыкших трудиться на земле, могли бы порадовать жителей мегаполисов? Это же азбука: больше товара — меньше монополизма — ниже цены.
Власти парируют: уличная торговля — это прошлый век, антисанитария и все такое. Но тут все зависит от организации. Такие рынки есть в Европе — лично покупал помидоры даже на рынке фешенебельного французского курорта Довиль. Европейцы нам нынче не указ? Хорошо, давайте обратимся к опыту нашего стратегического партнера.
Китайские реформы начинались с наделения крестьян землей и со свободного рынка сельхозпродукции. С тех пор прошло больше 40 лет, крестьяне по-прежнему играют большую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. А Китай стал первой экономикой мира, промышленной державой, построил шикарные города с не менее шикарными супермаркетами. Но в этих городах осталось место и для крестьян. В каждом мегаполисе есть организованные — настоящие, а «не выходного дня» — рынки сельхозпродукции.
В одном из самых развитых и богатых городов Китая Гуанчжоу в самом центре живут люди, которые выращивают на своих участках огурцы-помидоры и продают их прямо на улицах города, порой расположившись на тротуаре шикарного проспекта. Они могли бы в момент разбогатеть, уступив свою недвижимость, но не делают этого, работая на земле больше по привычке, чем от нужды. Такое трудно представить москвичу или питерцу, но в черте этого супердорогого города есть крестьянские наделы, огороды, пруды, которые приносят немалую и вкусную прибавку на столы горожан. Свежие овощи, фрукты, рыба — все прямиком через городские рынки попадает к потребителю, минуя посредников.
Эту продукцию с удовольствием покупают и местные рестораны, коих в Китае великое множество (большинство китайцев предпочитают обедать-ужинать вне дома). Еда даже в забегаловках свежая и вкусная. Есть в Китае и общепит на колесах: закусочные на трехколесных велосипедах или скутерах с багажником. Не раз видел, как передвижные харчевни располагаются на оживленных перекрестках суперсо-временного города — Шэньчжэня. Покидая офисы мировых компаний, «белые воротнички» перекусывают домашней едой, которая готовится прямо на багажнике велосипеда, на передвижных печках, еще и давая заработать тем, кто живет за счет своего маленького бизнеса. И такую картину можно встретить всюду, включая столицу.
По утрам в метро крупных городов поезда забиты людьми с корзинами, мешками и сумками. Это местные крестьяне везут в город на продажу дары своих садов и огородов. А для тех, кто работает на земле вдали от мегаполисов, власти создают сбытовые кооперативы, а также обучают их торговать, используя интернет. Так крестьяне из захолустья находят рынки сбыта своей продукции, а горожане — свежую и натуральную еду. Кстати, не потому ли минувшим летом в Китае наблюдалось неведомое для России явление: дефляция, это когда цены не растут, а падают. Здесь это не такая уж редкость, потому что в Китае приоритетом является внутренний рынок, а на экспорт отправляют излишки.
А что же Россия? Экспортируя все больше продовольствия, мы не можем накормить страну, например, яблоками. Большая их часть завозится из-за рубежа. В минувшем году импорт китайских яблок в Россию вырос в 2,5 раза. Но стоит российским властям разрешить свободную торговлю и создать для нее элементарные условия, выяснится, что яблок у нас выращивают больше, чем мы можем сами съесть. Ведь урожай частных приусадебных хозяйств обычно гниет под деревьями, поскольку продавать его некому и негде.
КНР располагает всего 9% пахотных земель и 6% запасов пресной воды. Тем не менее на протяжении последних 10 лет урожаи зерновых в Китае находятся на уровне 650-660 млн тонн — первое место в мире по валовому объему, а также одна из лидирующих позиций по эффективности (по урожаю с единицы площади). В минувшем году там было собрано 695 млн тонн зерновых. Для сравнения: урожай зерновых в России в 2023 году составил 144 млн тонн, то есть почти в пять раз меньше, чем в КНР. Притом что в России находится свыше 10% пахотных земель планеты, однако почти половина не используется. А еще в Китае самое большое в мире поголовье свиней, и по производству свинины страна также мировой лидер.
Успехи сельского хозяйства Китая связаны с планомерной и мощной поддержкой отрасли со стороны государства. Для снижения себестоимости и поддержки сельхозпроизводителя в КНР с 2006 года был отменен сельскохозяйственный налог. Среднегодовые отчисления крестьян в бюджеты разных уровней снизились на 130 млрд юаней (около 1,2 трлн рублей). Одновременно государство субсидирует развитие сельхозпроизводства. Размер ежегодных субсидий превышает 1 трлн юаней. Эти средства направляются на повышение урожайности, эффективности сельского хозяйства, новую технику, расширение сельскохозяйственных угодий и т. п.
Другой стороной мер по поддержке стало повышение благосостояния сельского населения: более 700 млн жителей китайских деревень вышли из нищеты по критериям ООН.
Тем не менее производство продовольствия внутри страны не в состоянии удовлетворить возрастающий спрос богатеющего китайского населения. Поэтому Китай является крупнейшим в мире импортером продовольственной продукции, стоимость которой в прошлом году составила 140 млрд долларов. Двумя крупнейшими странами-поставщиками являются США и Бразилия, на долю которых соответственно приходится 12,1% и 9,2% от общего импорта продуктов питания Китая, на третьем месте — Новая Зеландия с 7,8%.
Для обеспечения продовольственной безопасности Китай постоянно расширяет географию и ассортимент ввозимой продукции. Для этого уже пять лет подряд в Шанхае проходит импортное ЭКСПО, где собираются свыше тысячи различных фирм — производителей продовольствия из сотни стран. Они предлагают продукцию, которая органично дополняет то, что производится в Китае. В последние годы, например, у китайцев все популярнее становятся российские крабы, которые не по карману нашим гражданам.
Но это так, к слову. Важны ведь не глобальные цифры производства и экспорта, а то, что на столах. Так вот, при более высокой, чем в России, средней зарплате и примерно таких же ценах на продовольствие китайцы могут позволить себе все больше разнообразных, качественных и дешевых продуктов питания.