Как снимался самый дорогой фильм в СССР
У каждого из нас при слове «Бородино» перед глазами встают сцены из фильма «Война и мир». Эта знаменитая лента Сергея Бондарчука, снятая по одноименному роману Льва Толстого, стала ярким явлением в истории отечественного кинематографа и самым дорогим фильмом в СССР.
Съемки фильма начались 7 сентября 1962 года у стен Новодевичьего монастыря. Это был эпизод, в котором французские солдаты расстреливают подозреваемых в поджогах жителей Москвы.
Еще 26 марта 1962 года министр культуры СССР Екатерина Фурцева направила в Минсельхоз подготовленное режиссером письмо о выделении 900 голов лошадей разных мастей. При «Мосфильме» был сформирован кавалерийский полк.
Батальные сцены снимали уже в декабре под закарпатским городом Мукачево. Там реконструировали сразу два крупных сражения 1805 года: Шенграбенское и Аустерлицкое. А следующим летом приступили к съемкам Бородинского сражения. Для участия в массовках по приказу министра обороны Малиновского было дополнительно призвано несколько десятков тысяч новобранцев. Всех их свезли в летние военные лагеря под городком Дорогобужем Смоленской области.
На съемки всех четырех серий «Войны и мира» было потрачено 60 млн советских рублей, полученных из госбюджета. Для сравнения: картина Андрея Тарковского «Андрей Рублев» обошлась в 1 млн рублей.
Фильм решили снимать на
Пленка Шосткинского химзавода оказалась отвратительного качества. Однажды после проявки очередной сцены на лбу старика Болконского показалась надпись «Шосткинский химзавод». Сценарист Василий Соловьев рассказывал, что из-за слабой чувствительности пленки съемочную площадку приходилось освещать прожекторами даже днем. «Помню, когда снимали первый бал Наташи Ростовой, — вспоминает он, — пришлось использовать для освещения военные прожекторы. От них шел такой сильный жар, что осветители падали в обморок, а Сергея (Бондарчука) после каждого дубля отводили под руки в кислородную палатку, где он несколько минут приходил в себя и потом снова выходил на площадку».
Министр культуры Фурцева предлагала использовать американскую пленку, за которую Советский Союз мог рассчитаться гастролями ансамбля скрипачей — такой был тогда бартер. Но от этой идеи отказались по политическим соображениям. Только в наше время картина была переведена на
«Мы с Бондарчуком ходили в Минлегпром, Минторг и Госплан, чтобы для нас увеличили выработку сукна — для пошива царских шинелей, — вспоминает директор картины Николай Иванов. — Мы запустили целые заводы в Закарпатье, чтобы они нам делали лафеты для пушек. Мы брали старинную мебель в Управлении дипломатического корпуса. В общем, все для фронта, все для победы!».
Панораму главного сражения начали снимать 25 августа 1963 года. Командовал войсками военный консультант генерал Осликовский, сидя в фургоне с динамиками. «Перед ним лежал список подразделений, — вспоминает Г. Аксенов, который принимал участие в съемках. — Четыре пехотных полка и один кавалерийский. Он расставлял их в разнообразных положениях, как бы соответствующих диспозициям Шенграбена, Аустерлица, Семеновского, Бородина. И командовал: «На исходную! Подполковник Шинкаренко, вы слишком выпятили правый фланг, отведите на сто метров назад. Майор Иванов, возьмите влево, еще, хорошо! Заложить фоговые заряды! Зажечь дымы! Шагом: марш!» За каждый дубль мы проходили метров 50 и возвращались на первоначальную позицию. А во время съемок все то же. Плюс зажигались на горизонте дымы и вверху лопались шрапнели. Помню бессмертную фразу Осликовского, над которой покатывался весь лагерный сбор: «Майор Милованов, у вас не хватает в голове. Добавьте из зада». Он имел в виду, что в голове строя солдаты стоят редко, надо передвинуть сюда задние шеренги».
Исторических костюмов на всю армию не хватало. Только кавалеристы были обеспечены форменными комплектами и выезжали по утрам из лагеря то гусарами и уланами, то казаками и кирасирами. «А пехота шла порой на всякие военные хитрости, — вспоминает другой участник Бородинской битвы Александр Рубинин. — Обычная форма дополнялась зимним солдатским бельем. Если сегодня мы играем французов, то надеваем кальсоны поверх солдатских галифе и заправляем в сапоги. Если мы русские солдаты, то кальсоны завязываем тесемочками под каблуком. Две ленты пластика — это перевязи. Через дым и пыль на дальнем плане наши шеренги выглядели весьма достоверно».
Главный художник-пиротехник Владимир Лихачев придумал снаряд, от которого погиб князь Андрей. Ядро начинили порохом и с двух сторон вставили подожженные фитили, из которых вырывались искры и дым, отчего бомба с шипением крутилась.
Пушки стреляли презервативами, наполненными черным дымным порохом. «Такую длинную сардельку закладывали с дульной части на глубину около полуметра и прятали от камеры два тонких проводка, которые тянулись к замаскированному пульту управления, — объясняет Анатолий Петрицкий. — Из жерла со свистом вылетали языки пламени и клубы белого дыма. Одновременно стреляли от семи до десяти орудий».
В конце съемок Бородинского сражения массовку, а также множество манекенов уложили в выразительных позах по всему полю. «Облитые водой из пожарных машин, мы лежали, пока не сняли с десяток дублей, — рассказывает солдат Гурий Свинцов. — Между телами пробегал дрессированный волк, каркали огромные черные вороны — тоже специально обученные».
Напряжение съемок было так велико, что на предварительном показе у Бондарчука случился сердечный приступ. Спасла режиссера молодая практикантка из мединститута. И когда Бондарчук пришел в себя, он произнес: «А помирать-то не страшно!».
Фильм получил много наград, в том числе «Оскар» и приз Московского кинофестиваля, и попал в Книгу рекордов Гиннесса. В батальных сценах принимало участие самое большое тогда в мире число статистов — 120 тысяч. Картина была продана в 117 стран мира, а в СССР ее посмотрели 135 млн зрителей.
Подробную версию этих материалов со ссылками на подлинные исторические документы читайте на сайте www.runivers.ru.
4 октября
Арьергард главной армии под командованием Милорадовича, атакованный у села Спас-Купли войсками Мюрата, отбросил французов и отступил за реку Чернишню.
5 октября
Авангард корпуса генерала Воинова атаковал у города Кобрина отряд Моора, двигавшийся к городу Брест-Литовску, и вынудил его отступить.
6 октября
Главная квартира Кутузова перенесена из села Тарутино в деревню Леташевку. Наполеон для защиты фуражиров направил корпус маршала Нея по Владимирской дороге, а дивизию Дельзона — к Дмитрову.
7 октября
Тверское ополчение под командой генерала Тыртова собралось в Твери, Ярославское — при Переяславле-Залесском, Владимирское — у Покрова.
8 октября
Для действий в тылу врага на Серпуховской дороге послан летучий отряд полковника Кудашева. Для освобождения Вереи направлен отряд генерал-майора Дорохова. Рязанское ополчение собралось при Дьякове, Калужское — в Калуге и Брянске.
9 октября
Отряд полковника Кудашева разбил неприятеля при селе Никольском. Авангард корпуса генерала Воинова вытеснил авангард Моора из Лихосельцев.