Начальники любят усидчивых

Работодатели больше всего ценят тех, кто проработал в одной компании дольше четырех лет. И готовы назначать их на ответственные должности

Компании начали активно нанимать тех, кто меняет работу не чаще чем раз в четыре-пять лет. «Труд» узнал, почему сегодня так востребованы лояльные работники.

Вадим никогда не засиживался долго на одном месте. Еще до кризиса он умудрялся менять по пять гостиниц в год. Трудился то администратором, то хостесом, то официантом в отельном ресторане.

Во время кризиса Вадим успел сменить трех работодателей.

Однако этой осенью нашла коса на камень. Гостиницы не хотят брать на работу специалиста с такой богатой трудовой книжкой.

Работодатели подняли свои требования к лояльности сотрудников. Для них стало важно количество проработанных лет на последнем месте.

Не рассматриваем менявших работу

«Компании стали уделять более пристальное внимание бэкграунду кандидата, в том числе стабильности его опыта работы. В нынешнем понимании работодателей стабильным считается опыт от 3–4 лет работы в одной компании», — комментирует Кристиан Леполяр, партнер рекрутинговой компании Antal Russia.

По его словам, кандидат, меняющий компанию каждый год, сегодня имеет мало шансов удачно устроиться на работу. Особенно эта тенденция заметна в отрасли финансов, юриспруденции, банковском секторе.

Стал предпочтителен опыт работы кандидатов от 4 лет и более на одном месте для менеджеров среднего и высшего звена IT-рынка, банковского и финансового сектора, рынка маркетинговых коммуникаций, FMCG, ритейла.

«Также многолетний опыт работы на одном месте важен для HR-директоров крупных компаний, поскольку оценить эффективность внедренных и реализованных ими проектов можно только по прошествии нескольких лет», — рассказывает Надежда Смирнова, ведущий специалист рекрутингового агентства Penny Lane Personnel.

Лояльность компании используют даже в качестве фильтра, отсеивающего неподходящих специалистов.

«Если человек за последние три года поменял три работы, мы его никогда не рассматриваем в качестве кандидата. По отношению к менеджменту позиция более жесткая: смена работы не чаще одного раза в два года», — рассказывает генеральный директор кадрового агентства Hi-Tech Group Дмитрий Володин.

При этом число нежелательных кандидатов растет. «Согласно нашим данным, в 2010 году резко возросло количество сотрудников, поменявших работу не более чем полгода назад. И в основном это те, кто переждал экономический спад 2008–2009 годов», — комментирует Ирина Кондратова, исполнительный директор Kelly Services.

Так, доля людей, проработавших на последнем месте 3–6 месяцев, составляет сейчас 28%. Это даже больше, чем в тучный 2007 год. Тогда их было 25%. В 2008-м же таковых было всего 15%. Правда, при этом в Kelly Services пока не считают, что новые требования касаются всех сфер рынка труда России.

Не приносят прибыли

Такое отношение работодателей к своим будущим сотрудникам легко объяснимо. По данным Hi-Tech Group, линейный персонал окупается и начинает приносить прибыль примерно через квартал, специалисты — не раньше чем через полгода, менеджмент — через год.

Таким образом, нанимать в свой штат любителей менять работу, так называемых job-hopper, нецелесообразно экономически. До кризиса HR-руководство не было этим озабочено, денег хватало. Теперь компании вынуждены затянуть пояса потуже, поэтому требования к кандидатам повысились.

Особенно это важно в период нестабильности. Далеко не каждый работодатель уверен в завтрашнем дне. Например, Рубен Варданян, генеральный директор консалтинговой компании «Тройка Диалог», заявил, что сейчас можно планировать в лучшем случае на год вперед, максимально — на три года.

Не исключено, что в ближайшее время во многих компаниях будут происходить перестройки бизнес-процессов. В этот момент каждый работодатель хочет быть уверен, что штат не разбежится в процессе реформирования.

Ждать дефицита кадров

В ближайшие осень-весну стоит готовиться к вопросу «Сколько вы проработали на последнем месте?». Как сложится ситуация дальше, понять сложно. С одной стороны, в результате кризиса работодатели в целом стали строже относиться к кандидатам и докризисного рынка уже не будет. С другой — существуют объективные ограничения рынка труда, и в первую очередь это демографический спад.

Когда вновь появится дефицит кадров, возможно, работодателям придется снова соглашаться на то, «что дают». Так, например, происходит с линейными позициями в ритейле и ресторанном бизнесе.

Кроме того, существуют рынки, где в принципе сложно ждать большого стажа на предыдущем месте. «Иногда кадровый рынок не может дать специалиста с опытом работы от 4–5 лет по заданной вакансии, так как эта вакансия для нашего рынка новая и специалисты в ней достаточно молоды», — комментирует Наталья Ефимова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства FG-Agency.

Например, трейд-маркетологов с опытом работы 4–5 лет найти сложно, потому что 5 лет назад этим делом почти никто не занимался, а если кто и занимался, то сегодня он уже стоит на должности гораздо выше, чем просто маркетолог.

Нужен ли кандидату такой внушительный опыт работы?

Вера Елисеева, директор по организационному развитию компании «Связной»:

— Для меня как для представителя работодателя нормой всегда были 3–4 года. Меньше — маловато, больше — человек может быть инертен. Если сотрудник работал в одной структуре, но рос, то это хороший опыт. Если же он сидел на одной позиции больше 3–4 лет, это наводит на плохие мысли.

Я с удовольствием рассматриваю людей с опытом от 1,5 до 4 лет. Но и кандидаты с опытом от 3 до 6 месяцев меня тоже не смущают: человек вовремя понимает, что выбрал не то, и находит в себе силы уйти.

Если же человек проработал в одной компании 10–15 лет, он определенно становится скучен и неинтересен новому работодателю.

Александр Сивогривов, независимый HR-эксперт:

— В моей практике, к счастью, этого не случалось. Важно не сколько человек проработал, а то, что он умеет делать. Я очень часто смотрю тех людей, которые проработали в компании год-два.

Есть и те, кто проработал год-полтора, — в этом случае ты берешь уже научившегося работать, но при этом довольно сырой материал. Сложнее всего с молодыми специалистами: взяв их на работу, работодатель взваливает на себя ответственность. Сейчас к поиску хорошего сотрудника компания подходит более взвешенно.

Если раньше можно было попробовать несколько кандидатов и найти лучшего, то на сегодня в связи с изменениями в налоговом законодательстве подход будет более персонифицированным и выверенным.

Цифры

Источник: Kelly Services