Больше всего волновалась Нина Павловна Гребешкова. Жена режиссера приехала на "Амурскую осень" вместе с внучкой. Вечером, накануне поездки в Свободный, мы с Ниной Павловной оказались за одним столиком в гостиничном ресторане. Она говорила, что, конечно же, видела эскизы скульпторов Валерия Разгоняева и Николая Карнабеды, но все равно волнуется. Ей очень не хотелось, чтобы бронзовый Леонид Иович выглядел слишком монументально. Хотелось, чтобы был как живой. Кому как не ей, прожившей с Гайдаем четыре десятилетия, лучше других знать, каким он был. "Ироничным, скромным, добрым, чуть закрытым и очень мудрым, - уверяла Нина Павловна. - Это же счастье, что я в свои 75 лет увижу завтра памятник Лене, что снимаюсь еще, хоть и немного, но работаю. Это он, Леня, мне оттуда помогает, все устраивает..."
То, что происходило назавтра в Свободном, трудно описать. На площадь перед кинотеатром "Юность", переименованном в кинотеатр имени Гайдая, вышел весь город, даром что день был рабочий. Потом был концерт, в котором участвовали актеры, снимавшиеся в гайдаевских комедиях. Вышел на сцену и легендарный композитор Александр Зацепин, написавший музыку почти ко всем картинам великого режиссера.
Музыкант, которому в марте исполнилось восемьдесят, мужественно выдержал все тяготы долгого путешествия. Накануне поездки в Свободный у Зацепина был творческий вечер в Благовещенске. Событие редкое - Александр Сергеевич постоянно живет во Франции, да и вообще он перед публикой выступает нечасто. А тут рассказывал, как странно - иногда непросто, иногда анекдотично - рождались песни, ставшие легендами. Как Гайдаю не понравилась поначалу "Песенка о медведях" и он даже хотел заказать музыку к "Кавказской пленнице" другому композитору. Как благодаря обыкновенной электрической бритве родилась мелодия песни "А нам все равно": "Стою я, бреюсь - вжик-вжик, вжик-вжик. И понимаю: это то, что надо! А потом сколько этой бритвой ни брился - ничего. Ни одной мелодии. И другой бритвой пробовал - тоже ничего..."
Если говорить об отличии "Амурской осени" от остальных кинофестивалей, то оно заключается в соединении прошлого и настоящего нашего кино. Благовещенск далек от культурных столиц, здешняя публика чуть консервативнее, она лучше знает кумиров вчерашних и только привыкает к кумирам сегодняшним. Поэтому так важно, что к благовещенцам приезжают и те, кого они давно знают и любят, и те, с кем знакомятся только в дни кинофорума.
Напомню: нынешняя "Амурская осень" началась с трагедии. В автокатастрофе погиб актер Алексей Локтев, которого зрители помнят по фильмам "Прощайте, голуби", "Я шагаю по Москве", "Печки-лавочки". Тяжелые травмы получил президент "Амурской осени" Сергей Новожилов. С приступом язвы попал в больницу "товарищ Сухов", актер Анатолий Кузнецов. Форум на мгновение остановился, а потом продолжил движение. Потому что кино, театр, музыка - главные составляющие этого грандиозного фестиваля на краю родной земли - для того и создаются, чтобы помочь людям пережить не только радостные, но и грустные мгновения жизни.
Название фильма-победителя "Амурской осени" в этом контексте звучит символично. "Живой" - это и о нашем кинематографе, прошлом и сегодняшнем, и о нынешнем мире, соединяющем традиции и реальность, вчера и завтра.