ПУТЕШЕСТВИЕ АРБУЗА В МОСКВУ

С Шамсутдином Алиевым - 40-летним дагестанцем меня свел астраханский приятель. Шамсуди - водитель и совладелец "КамАЗа". Вместе с братом у них небольшой, но многотонный бизнес - они поочередно возят овощи в Москву. На сей раз в Астрахани под завязку загрузились арбузами - самым ходовым товаром для столичной осени. Более 20 тонн сочных ярко-зеленых кругляшей, водитель Алиев и корреспондент "Труда", взятый в попутчики, - в такой компании мы и двинулись в путешествие до белокаменной.

СПРАВКА "ТРУДА"
"Рыночные" цены в Москве на овощи и фрукты (за кг):
Арбузы 8 - 12 рублей
Дыни ("колхозница") 20 - 25 рублей
Баклажаны 20 - 30 рублей
Кабачки 15 - 25 рублей
Перец острый 30 - 50 рублей
Перец болгарский 15 - 30 рублей
Слива черная (Узбекистан) 50 - 60 рублей
Яблоки от 30 рублей
Картофель 8 - 15 рублей
Помидоры от 20 рублей
СКОЛЬКО СТОИТ ЯГОДА?
Дорога от Астрахани до Москвы длинная - по спидометру 1534 километра. Маршрут: Астрахань - Волгоград - Воронеж - Тамбов - Ступино - окрестности МКАД.
Первое время мой новый знакомый был весьма немногословен. Осторожно вел грузовик со скоростью не более 50 - 60 километров в час. И угрюмо молчал, не зная, чего ждать от свалившегося на его голову корреспондента. Рычал движок да поскрипывала подвеска, изредка прорывались в эфир магнитолы "Урал" какие-то местные радиостанции.
Я тем временем пытался сосчитать будущую выручку братьев Алиевых. На астраханском рынке арбузами торгуют по 4 рубля за кило. В Москве - вдвое-втрое дороже. Понятно, что свои тонны Шамсик, как зовут его друзья, набирал не на базаре. Скорее всего, непосредственно на полях у какого-нибудь фермера. У тех арбузы можно купить по 2 рубля, а то и дешевле. Но ведь и в Москве свой груз мой попутчик тоже сдаст перекупщикам. В общем, окончательно запутавшись без калькулятора, беспомощно утешаюсь, что тысячи две-три долларов из поездки Алиев все-таки привезет.
ЗАПЛАТИ "НАЛОГИ" И КАТИ... ДО ПОСТА
Тут прямо по курсу показался милицейский пост. Лицо Шамсуди буквально расцветает столь неподдельной радостью, что я начинаю думать: не родственники ли у него здесь трудятся? Приветливо жестикулируя, водитель устремляется к патрульному, а тот кивком автомата отправляет его внутрь блокпоста.
Возвращается Алиев минут через 15. Деловито перекладывает бумажник из куртки в задний карман затертых джинсов. Осторожно интересуюсь: "Двигаем дальше?" Хлопнув дверью кабины, Шамсик виртуозно отругивается по-русски.
- Я этих "шакалов" (читай: оборотней в погонах. -Авт.) презираю, только и знают, как брать деньги с людей, - рассказывает он подробности своего похода. - Этим 150 рублей дай, тем. Чем ближе к Москве, тем собирают больше. Но иначе никак. Поставят на прикол, и живи тут хоть неделю, хоть две. Пока сам не заплатишь или груз не сгниет. И все "отстегивают", - завершает свой монолог Алиев, нажимая на педаль газа.
За всю дорогу до Москвы я насчитал в общей сложности около 20 таких остановок на блокпостах. Высшая ставка - 500 рублей. Но ни один из инспекторов не заставил открыть грузовой отсек фуры, чтобы проверить, что именно везет наш "КамАЗ". Тем более никто не загонял машину на весы. Хотя сам Шамсутдин очень боялся, что выявят как раз перегруз - несколько тонн арбузов были явно сверхнормативные. И если бы их обнаружили, сумма мзды, рассказывает он, возросла бы многократно.
- Вот и посчитай сам, сколько я отдаю в дороге, - разглагольствовал потом Шамсик, пытаясь выжать на трассе из "Татарина" - так он называет свой "КамАЗ" - нечто большее, чем 60 километров в час. - Тут как хочешь дели, но, собираясь в дорогу, нужно готовить не менее 6 - 7 тысяч для "отстежки". И может еще не хватить. Вот мой брат иногда по два веса на машине везет. А что делать? Сколько заказали, столько и надо доставить - не меньше. Иначе хозяева в Москве быстро других найдут. Желающих-то возить овощи ого-го сколько. А ведь нервы какие надо иметь, чтобы делать такие марш-броски, особенно ночью, между ямами, другими фурами и "ментами".
ВТО: ВСЕКАВКАЗСКАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Ночью на крупных российских автомагистралях южного и юго-восточного направления, ведущих в Москву, скапливается огромное количество габаритного автотранспорта, груженного фруктами и овощами. Заночевали и мы с Шамсуди, возле одного из очередных милицейских блокпостов в веренице точно таких же грузовиков.
Поужинав бутербродами и устроившись поудобнее в кабине, намаявшийся за баранкой дагестанец перед сном немного рассказал о своих московских "хозяевах". Они азербайджанцы, уже несколько лет в Москве, давно в собственных квартирах. У них несколько своих точек на севере столицы.
Вообще, по словам Шамсутдина, скупкой продукции у фермеров на бахчах занимаются в основном мелкие дагестанские и грузинские предприниматели. Русских практически не встретишь. Почему так, а не иначе - у Шамсика нет ответа. "Может, ленятся", - позевывая, размышляет он. Впрочем, по его мнению, оно и к лучшему - меньше конкурентов.
Те, кто занимается грузовыми перевозками овощей, редко владеют собственным транспортом, гораздо чаще грузовики берутся в аренду. И гоняют их в хвост и в гриву. Своего "Татарина" Алиевы тоже не щадят, и лишний вес в кузове наглядно это показывает. "Когда совсем встанет, другой возьмем - это сейчас не проблема. Главное теперь - до Москвы добраться", - рассуждает водитель.
На ближних подступах к столице дагестанские и грузинские бизнесмены отгружают товар представителям азербайджанской диаспоры, которые курируют торговлю на рынках и оптовых базах города. Если не берут все и случается остаток, то такие арбузы сдаются знакомым дагестанцам, торгующим в розницу на основных федеральных трассах. Но дохода самим возчикам последнее не сулит. Цены существенно ниже московских, и распродается товар лишь бы не везти его обратно.
Но сейчас Шамсик транспортирует груз не на свой страх и риск, а под конкретный заказ.
КАКОВА ЖИЗНЬ, ТАКОВ И ПОСРЕДНИК
На вторые сутки пути водитель фуры настолько ко мне привык, что поведал и некоторые другие тайны кавказского овощного бизнеса. Рассказал о целенаправленных рейдах его соотечественников в российскую глубинку для закупки овощей.
- Мой брат много раз ездил то в Рязанскую область, то в Нижегородскую за картошкой, помидорами, огурцами и капустой, - откровенничает Шамсуди. - А что - выгодное дело. В русских селах овощи отдают за копейки, а в Москве азербайджанцы хорошо берут, чтобы продать их по цене в несколько раз больше.
И это действительно так. Неурожай в России, вызванный сильнейшими прошлогодними морозами, запрет на ввоз сельхозпродукции из Молдавии и Грузии и коррумпированность столичных рынков сделали овощи и фрукты в Москве по-зимнему дорогими. Поставщики из Краснодара, Ставрополья и других российских регионов сами не решаются везти в столицу свой товар - дело незнакомое и наверняка накладное, размышляют они. Вот и предпочитают сдавать свою продукцию оптом перекупщикам.
Надо заметить, мыслят они скорее правильно. Дорожные поборы, подскочившие цены на бензин плюс невозможность пробиться на московские рынки для посторонних делают прямую взаимосвязь "производитель - покупатель" заведомо нереальной. Поэтому и цены в этом году такие высокие - как на овощи, так и на фрукты. Рынок контролируется посредниками, которые устанавливают свои цены.
Тех, кто хочет продать свой урожай, перекупщики частенько ждут непосредственно у рынков, а не за пределами города, как раньше. Рыночные бандиты ведут себя теперь более интеллигентно, не угрожают расправой, всегда стараются договориться мирно, но по-прежнему не дают возможности торговать производителям по приемлемым для них ценам и скупают товар по цене в семь-восемь раз ниже рыночной. В случае отказа просто не пускают торговать ни на рынке, ни за его пределами.
Впрочем, Шамсика такая макроэкономика нисколько не гнетет. Наоборот, ему по-своему раздолье. "А что бы я теперь еще делал в родном Каспийске?" - задает он мне встречный вопрос. "У таких, как я, там два пути: на море в браконьеры или фуры гонять. Я вот выбрал баранку".
УДОВОЛЬСТВИЕ НА ПЯТЬ С ПОЛТИНОЙ
Есть у овощного бизнеса и совсем уж теневая сторона. Пользуясь тем, что на милицейских блокпостах контроль за перевозчиками ограничивается лишь шелестом купюр на взятку, примелькавшиеся у милиции перевозчики не гнушаются транспортировать и "попутный товар". Многие водители из Грузии и даже Ставрополья с Краснодаром, которые везут в столицу фрукты-овощи, прихватывают с собой, например, грузинское вино. Это к слову о запретах на молдавскую и грузинскую продукцию. Вино разливают в разнообразные пластиковые тары и прячут под основным грузом.
- Иногда, конечно, приходится делиться и с милицией, если вдруг все-таки обнаружат, но большую часть провозят в Москву, - улыбается Шамсуди. - А от нас - из Дагестана и Астрахани - таким же образом провозят осетрину и икру. Правда, с ней проблем больше - пахнет очень!
Дальнейший механизм реализации контрабанды тот же самый, что и для вполне законопослушных арбузов. В Москве вино, икра и прочее часто сгружается в специальные хранилища на плодоовощных базах, а затем отправляется на рынки и в рестораны...
Наше совместное путешествие с водителем-дагестанцем подошло к концу недалеко от оптового перевалочного пункта дальнобойщиков у пересечения МКАД и Варшавского шоссе. На обозримом пространстве федеральной трассы М2 скопилось несколько десятков фур, стоящих в ожидании команд - то ли разгружаться здесь, когда подъедут перекупщики, то ли ехать дальше до оптовых рынков.
Впрочем, наше ожидание не затянулось. Алиев набрал по мобильному номер, и уже через полчаса в кабину фуры постучался один из "азербайджанских хозяев". Шамсик повел перекупщика показывать товар, а потом они долго что-то считали, стараясь, чтобы до меня доносились в лучшем случае обрывки разговора. В итоге я прощался с донельзя довольным собой дальнобойщиком: груз сдан - груз принят.
На этом наше знакомство и завершилось. Впрочем, суть переговоров оказалась секретом Полишинеля. Ожидавшие в очереди коллеги Шамсика, когда его "Татарин" скрылся из виду, сообщили, что груз Алиев сдал примерно по 5 с половиной рублей за кило. Красная цена сегодня у МКАД для сочного астраханского арбуза.