ТОЛСТЫЙ, С ПАЛКОЙ НА РЕМНЕ

Уфимский ученый Владимир Красовский пришел к руководству управления ГИБДД МВД Башкортостана с собственной разработкой: "Я определил, от чего гаишники толстеют", - пытался объяснить он. Но его не захотели слушать.

Наверное, просто не поверили, хотя речь идет о серьезной научной работе, которую несколько лет вели отечественные и зарубежные исследователи. Тема вошла даже в разряд инновационных проектов по линии Академии наук Башкортостана.
- От загазованности страдают все горожане, но в первую очередь инспекторы ДПС, которые по долгу службы вынуждены часами стоять на перекрестках, - рассказывает ведущий научный сотрудник Уфимского НИИ медицины труда и экологии человека Владимир Красовский. - Российские города не приспособлены к мощному потоку транспорта, часто возникают пробки. На светофорах объемы выхлопов в 9 раз больше: оксиды, свинец и сера... Все это отрицательно влияет на обмен веществ, ослабляет сердечно-сосудистую систему. Почему, думаете, гаишники выглядят такими упитанными? Все из-за смога!
Разрабатывать тему начали еще в 2001 году. В течение пяти лет работу финансировали Академия наук РБ и Министерство труда и социальной защиты населения РБ. В 2005 году появились первые весомые результаты. Их сегодня используют в компьютерной программе, с помощью которой можно высчитать, например, безопасное для здоровья сотрудников ДПС время дежурства на определенном участке дороги.
Установлено, что в выхлопных газах содержатся около 280 химических соединений. Самый ядовитый - угарный газ, в выхлопе его может быть до 12%. Действие этой гадости на человека хорошо изучено: вдыхание в крупных объемах чаще всего приводит к острому отравлению, при постепенном "употреблении" углеводороды, встраиваясь в организм, нарушают жировой обмен, что приводит к полноте и атеросклерозам. А еще пыль и шум...
- Чтобы обезопасить гаишников от профессиональных заболеваний, следует увеличить штат и ограничить время дежурства на посту в зависимости от задымленности участка, увеличить сменность сотрудников, - делает вывод Красовский. - За час движения автомобиль выделяет от трех до шести кубометров дыма. Средняя концентрация угарного газа на улицах Уфы составляет около 400 килограммов в час. А в часы пик на определенных участках - до двух тонн. Согласно санитарным и гигиеническим нормам предельно допустимая концентрация угарного газа в рабочей зоне составляет 20 миллиграммов на кубометр. А фактически на уфимских улицах в два-четыре раза выше.
На основе этого легко просчитать, сколько на посту можно работать одному гаишнику без вреда для здоровья и как часто должна производиться смена. В среднем получается, что больше часа стоять опасно. За это время в той же автомобильной пробке можно надышать суточную норму всякой гадости, которая сказывается и на сердце, и на обмене веществ.
Знают об этой проблеме и в федеральном правительстве. Весной этого года вышло постановление главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко "Об усилении санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда инспекторов ГИБДД". В нем говорится, что инспекторы ДПС работают в условиях существенного превышения предельно допустимых концентраций вредных химических веществ, а уровень общих заболеваний у них в 1,6 раза выше аналогичного показателя по МВД России и в 1,3 раза - по взрослого населению страны в целом. Выводы из этого документа делаются соответствующие: нужно увеличивать штаты или создать гибкий график дежурств на экологически грязных и чистых участках. В самом ГИБДД к проблеме относятся с юмором:
- Почему, говорите, наши сотрудники толстеют? Так они на "асфальте пасутся"!