ОТ ВИНТА!

Вчерашней ночью самым несчастным в тбилисском аэропорту был дежурный представитель "Аэрофлота" Тимур Бузаладзе. Десятки растерянных, не выспавшихся пассажиров рейса номер 198, который должен был вылететь в Москву в 7 часов 25 минут, осаждали его одним вопросом:- Что нам теперь делать?

Тимуру отвечать было нечего. Российская столица не прислала ему никаких пояснений, кроме одного - с четырех часов утра вторника всякое сообщение с Грузией прекращено. Журналисты местного телевидения снимали все это и злорадно предлагали каждому из нас сказать в микрофон, что мы думаем о введенных санкциях и о тех, кто их придумал. Никто не отвечал. Не из патриотизма. Просто не до того. Каждому надо было решать, как выпутываться из сплетенного политиками капкана.
Хуже всего, видимо, было командировочным, которых угораздило именно ко вторнику завершить дела в Тбилиси. Скажем, двум молодым ученым из Бишкека. В Киргизию они собирались возвращаться через российскую столицу. Видимо, хорошо погуляли на берегах Куры. Купили знаменитого винца, поскольку билеты были в кармане. И теперь только хлопали глазами, слушая слабое утешение официального представителя "Аэрофлота".
В реальности самолет из Москвы мог успеть прилететь в Тбилиси и улететь обратно до оказавшихся роковыми четырех утра. Об изменении времени вылета представительство "Аэрофлота" способно было оповестить по телефонам - их номера каждый оставлял в кассе при покупке билета. Возможно, не все, но многие бы улетели.
Часа через полтора стихийного митинга вырисовались 2 варианта: лететь в Москву либо из Еревана, либо из Баку. В первом случае каким-то образом предстояло проехать 300 километров, во втором - еще больше. Только за это удовольствие в самом лучшем случае следовало выложить не менее 30 долларов. Потом заплатить за гостиницу в тех краях хотя бы еще за сутки. Такие деньги были не у всех. И это сильно подогревало страсти. К тому же к 10 часам утра подоспевший на выручку коллеге начальник представительства "Аэрофлота" в Тбилиси Вадим Коваленко категорично заявил: это форс-мажор, компания тоже страдает и никому ничего компенсировать не намерена. Несостоявшиеся пассажиры рейса 198 тут же стали собирать желающих подать на "Аэрофлот" в суд. У всех сложилось впечатление, что санкции Россия ввела против каждого из нас. Лично.
КТО ВЫИГРАЕТ И КТО ПРОИГРАЕТ ОТ САНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ГРУЗИИ?
Владимир ГУСЕВ, сенатор, член Российского газового общества:
- От тех экономических санкций, которые Россия уже предприняла по отношению к Грузии: приостановление почтового, железнодорожного, морского, авиационного и автомобильного сообщения, - мы точно не проиграем. А у соседей, надеюсь, появится повод образумиться. Для России транспортная блокада этой страны вообще будет незаметна. Грузов оттуда и туда идет ничтожно мало по нашим меркам. Другое дело - энергоресурсы. Да, введен в строй альтернативный нашему нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан. Но газа мы продаем соседям 5-6 миллиардов кубов в год, и он идет прямо из России. Причем платят нам грузины по 100 долларов за тысячу кубов, тогда как страны ЕС - по 235. Вполне возможно, в ближайшее время встанет вопрос приведения цен на газ в соответствие с рынком. Как и цен на электроэнергию, которую они у нас покупают на 30-35 процентов дешевле. Но совсем перекрыть рубильник и газовую трубу, оставить недружественного соседа в потемках и без газа, как это предлагают некоторые горячие головы, не получится. Нельзя ситуацию доводить до абсурда. В том числе и потому, что через Грузию энергоресурсы идут в Армению, а это наш стратегический союзник и его терять нельзя.
Павел МЕДВЕДЕВ, заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы:
- Физические лица из стран СНГ, включая Грузию, отправляют из России все больше денег на родину не почтовыми переводами, а с помощью депозитных банковских счетов. Так быстрее и дешевле. Если почтовые переводы можно остановить, то банковские не будут прекращены ни при каких обстоятельствах. Во всяком случае, я на это надеюсь. Иначе будет себе дороже. Во-первых, мы не имеем права блокировать банковские переводы из-за взятых нами международных обязательств. Во-вторых, это невозможно сделать технически. Переводы будут идти все равно, но только через третьи страны. И, кстати, это для нас не самый худший вариант. Худший, если грузинский гастарбайтер не сумеет наладить через третью страну снабжение родных деньгами и восстановит старые связи с гонцами, которые еще совсем недавно вывозили чемоданами купюры из России. Человек, который ездит с огромными суммами через границу, всегда слабо защищен и вынужден искать "крышу". А у "крыш" - бандитов - свой интерес. Они попутно обременяют гонцов заданиями, касающимися распространения оружия, наркотиков. Банки с огромным трудом вытеснили серый наличный денежный поток. Как известно, к серым схемам примазывались и черные. А теперь звучат призывы, означающие возврат к прежнему беспределу. Россия от этого сильно проиграет.
Михаил Маргелов, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам:
- Прежде всего победили наши офицеры, которые вернулись домой. Я надеюсь, что выиграют и грузинские избиратели, которые поймут, как абсурдизм в политике, которого придерживается Михаил Саакашвили, может довести страну до беды. А для нашей страны было главным вернуть своих людей. В экономическом плане Грузия для нас не является существенным партнером. В политическом смысле мы, конечно, понимаем, что это сосед, в отношениях с которым надо проявлять корректность и осторожность. Но существенными мнения грузинских политиков на международной арене не являются. Ведь, глядя отсюда, из Страсбурга, где я сейчас нахожусь, это явно видно. Грузины попытались поставить в повестку дня ПАСЕ вопрос о российско-грузинских отношениях, но ассамблея этого делать не стала. Я бы к этой ситуации вообще относился бы спокойнее.