Камчатку не даром называют одним из самых милитаризованных регионов России. Здесь - главная база наших стратегических ядерных подводных лодок. Их обеспечивают десятки больших и малых надводных кораблей, судов и катеров. Вся эта мощь, а также части ВВС и ПВО, мотострелки и другие сведены во внушительную группировку войск и сил Северо-Запада, которой командует вице-адмирал Виктор Гавриков. Менее месяца назад, кстати, предупрежденный главкомом ВМФ о неполном служебном соответствии за ту печальную историю с "Призом". Одним из главных арсеналов группировки, способным обеспечить многомесячные боевые действия в отрыве от Большой земли, и была база флотских вооружений в полусотне километров от Петропавловска-Камчатского. Тут на огромной территории в 75 гектаров под крышами и под открытым небом штабелями высились тысячи вагонов снарядов, мин, глубинных бомб и зарядных отделений противолодочных торпед.
Субботние взрывы, непрерывной канонадой гремевшие всю ночь и не утихшие даже к понедельнику, слышали даже в областном центре. В опасной зоне оказались 7 населенных пунктов. Но хуже всего пришлось жителям поселков Южные и Северные Коряки, расположенных всего в 8 - 10 километрах от места аварии. Их жилые дома оказались в зоне разлета осколков, повылетали не только оконные стекла, но и рамы. Начальник пресс-службы администрации области Марина Гордеева по телефону рассказала "Труду", что, по непроверенным данным, снаряд даже попал в один из бараков, но людей там уже не было. Хоть сотрудники МЧС в этом ЧП могут найти повод для профессионального удовлетворения: они начали эвакуацию перепуганных граждан очень оперативно.
Хотя с другой стороны - чему удивляться? Взрывы военных арсеналов на Дальнем Востоке случаются со столь устрашающей частотой, что спасатели свои действия отлично отработали и без обязательных в других местах тренировок. Судите сами. В мае 1992 года взорвался склад боеприпасов во Владивостоке, пришлось эвакуировать 50 тысяч человек. В мае 1994 года пожар уничтожил 1,5 тысячи тонн авиационных боеприпасов в поселке Новонежино. В марте 1995 года огонь привел к взрывам 4 тысяч тонн боеприпасов в поселке Таловый Приморского края. В апреле 1997 года арсенал в поселке Бира в Еврейской автономной области рванул так, что надолго пришлось останавливать движение поездов по Транссибу. В мае 2000 года - пожар на складе боеприпасов в поселке Токи Хабаровского края. В октябре 2002 года - снаряды снова разлетались под Владивостоком. В июле 2003 года - в дальневосточном поселке Таежный. В августе 2003 года - на артскладах в селе Бабстово Еврейской автономной области.
Столь обширная хроника аварий невольно заставляет задуматься о неслучайности по крайней мере части из них. Военная прокуратура и задумалась. В расследовании нынешних взрывов на Камчатке версия о поджоге с целью сокрытия следов от хищения боеприпасов - одна из основных.
Министерство обороны РФ намерено из собственного бюджета возместить ущерб от ЧП в сумме 70 миллионов рублей. Но в зоне аварии не деньги сейчас главное. В области не хватает рабочих рук, прежде всего плотников, столяров, стекольщиков. А ночи на Камчатке все холоднее...