Стремление российской стороны побыстрее вернуть летчика домой в Вильнюсе называют пропагандистскими действиями. Впрочем, понятно желание литовцев разобраться досконально в причинах аварии. И вопрос тут, думается, не только чисто технического свойства. Правые силы республики создают такую атмосферу вокруг наших взаимоотношений, что если бы было принято политическое решение проявить добрую волю и отпустить пилота, то инициаторы получили бы ярлык "врагов народа". Консерваторы, постоянно обвиняющие Россию в "имперских амбициях", используют этот прецедент для нагнетания ситуации.
Даже вполне прагматичные политики Литвы вынуждены играть по заданным правилам. Военный министр Гедиминас Киркилас, известный трезвым подходом к политическим вопросам, то заявляет, что авария могла быть спланирована, то, наоборот, утверждает, что она носит случайный характер. И в конце концов выступает с таким пассажем: "Если Россия в определенном смысле является партнером НАТО, зачем ей нужно демонстрировать здесь свои бицепсы, летать над нами на самолетах с боевыми ракетами?" Но ведь Россия точно так же может сказать, что если НАТО в определенном смысле является партнером России, то зачем альянсу нужно демонстрировать здесь свои бицепсы, летать над нами на самолетах с боевыми ракетами? Не российские же базы двигаются на Запад, а НАТО расширяется на Восток.
Ну а какая причина заставляет Вильнюс вновь откладывать возвращение нашего пилота? Руководитель литовской комиссии, начальник штаба обороны бригадный генерал Виталиюс Вайкшнорас заявил, что проанализированы данные бортового самописца разбившегося истребителя и радаров, но Россия пока не предоставила все ответы на интересующие Литву вопросы. Оказывается, республика хочет получить некоторые сведения, связанные с техническими характеристиками самолета, а также показания радаров в Калининградской области, фиксировавших полет истребителя.
Ничего не поделаешь - придется пройти этот процесс до конца. Российский истребитель упал на чужой территории, а не наоборот, и это должно стать уроком для наших генералов.