- Елена, в гимне конкурса "Учитель года" на слова Роберта Рождественского и педагога Артура Зарубы есть слова: "Учителем надо родиться и только после этого стать". Вы с этим согласны?
- Любой талант: актерский, научный, художнический - от Бога, от природы. Таков и дар учителя, ведь он замешен на любви.
- Кто повлиял на ваш выбор профессии?
- Мама, которая до сих пор работает в школе завучем, моя первая учительница, мой классный руководитель... Правда, сначала я стремилась в науку. Окончив с отличием Читинский педагогический институт, была ассистентом на кафедре русского языка и литературы. Но поняла, что это не мое. Уговорила мужа бросить все и уехать в мою родную Ксеньевскую. Уже шесть лет преподаю в школе, где училась сама.
- Откуда у поселка такое милое название?
- Существует легенда, будто его придумал знаменитый мореход и землепроходец Ерофей Хабаров в честь любимой дочери. Путь открывателя Сибири пролегал, видимо, и по здешним местам. Природа в нашем крае роскошная. Хотя для многих эти места ассоциируются лишь с каторгой и ссылкой.
Население - около десяти тысяч. Почти все взрослые заняты в золотодобывающей промышленности - на приисках, в старательских артелях и акционерных обществах. Труд адский, но заработки приличные. Чуть ли не в каждом доме - спутниковая антенна, компьютер. В октябре обещали подключить Ксеньевскую к Интернету.
- Коснулась ли вашей школы модернизация образования?
- От жизни не отстаем, о новациях знаем не понаслышке, кое-что потихоньку апробируем. В этом году начали предпрофильное обучение восьмиклассников. Мой первый в жизни выпускной класс весной сдавал единый государственный экзамен по русскому языку. Результат окрылил: ребята получили только четверки и пятерки. И еще радость: все мои выпускники стали студентами. Одна ученица с блеском поступила на юридический факультет МГУ.
- Какие они, ваши воспитанники?
- Когда ехала на конкурс, попутчики с пристрастием допрашивали: "Ну что, наверное, невозможно работать? В школе сплошной "экстрим"?" Да нет, говорю, чудесные дети, открытые. Знают уйму всякой всячины, школьные предметы усваивают быстро, информацию ловят буквально на лету. С юных лет задумываются о будущем и умеют объективно оценивать свои возможности.
- Подрабатывают на карманные расходы или висят на шее у родителей?
- По-разному. Кто-то подрабатывает. К сожалению, есть и такие семьи, где родители не хотят работать, хотя возможность есть, мало заботятся о детях. Тогда девочки и мальчики летом собирают ягоды и грибы, чтобы купить себе к школе одежду, учебники.
- В чем ходят ваши ученики на уроки?
- В том же, что и школьники Читы или Москвы: джинсах, свитерах, куртках. Так же помешаны на компьютерах и разговаривают между собой исключительно на хакерском жаргоне.
- А что читают?
- Кто-то глотает все подряд: и классику, и фантастику, и детективы. А иного просто заставляешь брать книги в библиотеке. Очень тревожит, что в профильном обучении у ребят, выбравших математическую или другую негуманитарную стезю, будет лишь один час литературы в неделю.
- Доволен ли муж, что пожертвовал ради вас прелестями городской жизни?
- У меня замечательная семья. Успех в областном конкурсе - это, конечно, заслуга мужа. Он оставался с детьми, пока я носилась по командировкам. Нашим сыновьям, двойняшкам Роме и Максиму, по шесть лет, в этом году они пошли в первый класс.
- Сколько в Ксеньевской получает учитель?
- У нас северный район, педагогам положены надбавки в размере 80 процентов от зарплаты. По сравнению с другими учителями области это много. Но зимой, когда бывает минус 52 и школа работает только три часа, с двух до пяти, а уроки длятся по 35 минут, о каком качественном учебном процессе можно говорить? Часто с грустью смотрю на коллег, которых маленькая зарплата толкает на мысли лишь о хлебе насущном, а не о чем-то более высоком. За унижение нищетой, которому подвергается учительство, расплачивается в конечном итоге вся страна - потерянными поколениями. "Учитель - профессия дальнего действия" - эти слова конкурсного гимна нашему правительству следовало бы выучить наизусть.
Мне же с любимой профессией повезло, ущемленной себя не чувствую: муж неплохо зарабатывает, и я спокойно могу учить детей. Даже если мне вообще перестанут платить, я не смогу уйти из школы.
Социологические исследования показывают, что более 48 процентов студентов педагогических университетов, институтов и колледжей не собираются связывать будущую жизнь с профессией педагога.
Только один из десяти выпускников педвузов отваживается сегодня проработать в школе хотя бы пять лет.
Дефицит педагогических кадров по регионам России составляет от 10 до 50 процентов.
Наиболее востребованы преподаватели физической культуры, английского языка, химии, русского языка и литературы.