ДОКТРИНА ИВАНОВА

Состоявшееся в Министерстве обороны РФ совещание руководящего состава Вооруженных сил под руководством президента России Владимира Путина сенсаций не обещало хотя бы потому, что с основными положениями доклада министра обороны Сергея Иванова загодя были ознакомлены даже журналисты. Но сенсация все же состоялась.

Оказывается, ветшающий стратегический ядерный щит страны впредь латать будут не только межконтинентальными ядерными баллистическими ракетами "Тополь-М". При максимальном напряжении оборонного бюджета их удается ставить на боевое дежурство всего по одному новому полку в год. Это - от 6 до 10 шахтных пусковых установок, что не покрывает естественной убыли других комплексов, выбывающих из строя по старости. Тут-то, в заключительном слове на совещании, президент Путин и сказал не столько присутствующим генералам, сколько остальному миру главное: "Россия обладает значительным запасом тяжелых стратегических ракет наземного базирования. Речь идет о самых грозных ракетах, которых у нас десятки с несколькими сотнями боеголовок. Эти ракеты ни одного дня не стояли на боевом дежурстве".
Как выяснилось, речь идет о межконтинентальных ядерных баллистических ракетах наземного базирования УР-100НУ с дальностью полета до 9650 километров. Оружие, конечно, не новое. Его первый испытательный пуск состоялся в октябре 1977 года, а на вооружение Советской Армии комплекс был принят еще в конце 1979 года. Но, оказывается, выглядят грозные "сотки" с иголочки потому, что все минувшие десятилетия хранились на складах в сухом состоянии (то есть без заправки жидким топливом). На боевом дежурстве не стояли ни дня, поэтому могут считаться новыми. И теперь их станут приводить в боевую готовность по мере списания стареющего стратегического оружия.
Служить этот арсенал ядерного сдерживания способен еще лет тридцать. "Таким образом, - заключил президент, - у нас достаточно времени для того, чтобы без рывков, но настойчиво и планомерно работать над созданием новых образцов вооружения XXI века".
Оно нелишне еще и потому, что в озвученном министром обороны докладе "Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации", прозванном уже ввиду глобальности поднятых проблем "доктриной Иванова", прямо сказано, что Москва не исключает возможности нанесения превентивных ударов в различных регионах в интересах собственной безопасности или безопасности своих союзников.
Мало того, отныне перед нашей армией ставится сложнейшая задача после проведения мобилизации успешно действовать одновременно в двух военных конфликтах любой интенсивности. До сих пор подобные планы существовали разве что у США или блока НАТО в целом. А нам и для разгрома чеченских бандформирований в 1995 году пришлось даже с Дальнего Востока стаскивать на Северный Кавказ все, что еще было в состоянии двигаться и стрелять. Стыдно сказать, никогда не державших в руках гранатометов и пулеметов матросов пришлось снимать с кораблей и, как в Великую Отечественную, посылать в бой в пехотных цепях. Так что научить армию биться на двух фронтах одновременно - это почти революция в российском военном деле.
Однако Сергей Иванов не хочет революций. Наоборот, министр полагает, что период лихорадочного латания дыр в режиме выживания, называвшийся и прежде военной реформой, в Вооруженных силах завершен. Безостановочные сокращения последних полутора десятилетий - тоже. Существующей ныне миллионной армии стране достаточно. Настало время планомерной работы с учетом реально существующих военно-политических и экономических угроз для России.