РАДИОАКТИВНЫЙ СЛЕД "ЛЕНИНА"

Из экспедиции к берегам архипелага Новая Земля на днях вернулось научно-исследовательское судно Северного управления гидрометеослужбы "Иван Петров". Его экипаж и ученые, находившиеся на борту, намерены были обследовать состояние затопленного еще в 1967 году в мелководном заливе Цивольки Карского моря аварийного ядерного реактора и тепловыделяющих сборок первенца советского атомного ледокольного флота - ледокола "Ленин". Но, как сообщил нештатный корреспондент "Труда" в Архангельске Алексей Гундоров, экспедиция завершилась неудачей. Даже обнаружить в обозначенном на картах месте опасное захоронение не удалось. Между тем повышенный радиоактивный фон в заливе Цивольки позволяет предположить, что неизвестно где затаившийся на дне контейнер дал течь.

Та авария на "Ленине" произошла еще в феврале 1965 года, во время плановых ремонтных работ. По недосмотру оператора на некоторое время активная зона реактора ледокола осталась без охлаждения. Худшее удалось предотвратить, однако больше половины тепловыделяющих сборок вышли из строя. О последствиях радиоактивного загрязнения окружающей среды в те годы особенно не задумывались. Поэтому способ утилизировать едва не взорвавшийся реактор выбрали, может, отчасти и кощунственный, однако дешевле и проще некуда.
К августу 1967 года ледокол отбуксировали в Северодвинск. Там из реактора выгрузили ядерное топливо, промыли его первый контур и заполнили твердеющей смесью. А затем поставили "Ленина" на якоря у Новой Земли в заливе Цивольки, где глубины едва достигают 40-50 метров. Обложили днище под реакторным отсеком шнуровым зарядом, рванули, и реактор вместе с частью обшивки попросту вывалился из судна. Одновременно 125 поврежденных тепловыделяющих сборок, размещенных внутри специального понтона, как написано в отчете, затопили неподалеку.
Только правду ли написали в казенной бумаге? Лишь в последние годы, когда до властей и специалистов стало доходить, что мы на самом деле натворили в те годы, к месту захоронения радиоактивных последствий аварии было направлено несколько экспедиций. Надо сказать, что обследовать у Новой Земли им было что и без "фонящих" внутренностей ледокола "Ленин". В результате нашего бездумного отношения к окружающей среде в тех местах затоплено: в Новоземельской впадине - 1450 контейнеров с радиактивным содержимым. В заливе Степового - целиком атомная подводная лодка К-27 и 1850 контейнеров. В заливе Течений - 2 реактора с атомной подводной лодки К-140. В заливе Абросимова - 8 реакторов, причем 4 из них с невыгруженным топливом. И этот перечень далеко не полон. Но загадка вот в чем: на дне Карского моря все это лежит так, где и обозначено на картах, однако следов опасного контейнера весом в 350 тонн с тепловыделяющими сборками с "Ленина" ни разу обнаружить так и не удалось. Соответственно - и определить, в каком они состоянии.
В одной из центральных газет недавно появилось предположение, будто отчет фальсифицирован. Якобы из-за разыгравшегося шторма экипаж тянувшего понтон буксира, чтобы не утонуть самим, у острова Колгуев вдали от Новой Земли попросту обрубил трос. Понтон понесло по воле волн, а затонул он вовсе не там, где теперь его ищут. А в отчете записали то, что требовало начальство. Однако эта версия вызвала бурю возмущения в Мурманском морском пароходстве. "Труду" удалось разыскать непосредственных участников той давной экспедиции. Рассказывает Михаил Гурьян, бывший спецмеханик плавбазы "Лепсе", осуществлявшей буксировку злополучного понтона:
- То, что до сих пор писала пресса об этом деле, иначе как свинством не назовешь. Да, мы тогда попали в сильнейший шторм. Да, трос был оборван, но не нами, а волнами. Но мы-то знали, чем грозит произвольное затопление контейнера. Поэтому "Лепсе" долго дрейфовала рядом с понтоном. А потом наш боцман Александр Болтаев, рискуя собой, изловчился прыгнуть на понтон и сумел снова закрепить буксировочный трос. И до залива Цивольки бы все же добрались, и контейнер затопили там, где положено.
Корреспондентам "Труда" удалось даже разыскать того, кто перед затоплением открыл кингстоны загадочно пропавшего понтона. Это сделал бывший старший механик плавбазы "Лепсе", а нынче директор ремонтно-технологического предприятия "Атомфлот" в Мурманске Александр Синяев. И он утверждает - контейнер никуда пропасть не мог, он лежит на дне именно там, где и положено. А что его не могут найти, так это неудивительно, считает, Синяев. Ведь размеры понтона сравнительно невелики, а на дне залива столько всего металлического валяется...
В любом случае, считают ученые и активисты экологических движений, поиски надо продолжать во что бы то ни стало. Ведь аварийная сборка с ледокола "Ленин" содержит около 60 процентов суммарной активности, когда-либо сброшенной в Карское море.
Директор Программы по ядерной и радиационной безопасности Владимир КУЗНЕЦОВ:
- Два года назад район обследовали еще и специалисты МЧС. Судя по собранным данным, началась разгерметизация захоронения, в заливе Цивольки повышенный радиационный фон. Рано или поздно может произойти катастрофический выброс.
Руководитель Центра экологической политики России профессор Алексей ЯБЛОКОВ:
- Реактор с атомохода "Ленин" - это экологическая бомба замедленного действия, которая грозит всей экосистеме региона. А там зона активного рыболовного промысла. Выходит, к нам на стол скоро станут попадать все более радиоактивные морепродукты из Карского моря.