Такая участь грозит фильму молодого режиссера Саши Франк
Все началось с неожиданной просьбы. Известный кинорежиссер и педагог ВГИКа Валерий Ахадов, которого я знаю и люблю по фильмам «Кто поедет в Трускавец?», «Женщин обижать не рекомендуется», «Парниковый эффект», попросил меня посмотреть и оценить фильм его ученицы Саши Франк «Он + Она». Над лентой нависла угроза, как я выяснил позже, быть... смытой в унитаз.
Саша Франк (это ее режиссерский псевдоним, в миру она Александра Русланова) — имя для меня новое. «Он + Она» — первая большая работа Саши, но бэкграунд у начинающего режиссера серьезный: учеба не только во ВГИКе, но и в Академии кинематографического и театрального искусства Михалкова. А до этого, на минуточку, были Сорбонна и престижная актерская школа во Франции.
Ее короткометражка «Радость» участвовала в программе Каннского кинофестиваля. А вот первый полнометражный фильм «Он + Она», состоящий из пяти новелл, оказался «на полке» из-за конфликта режиссера с генеральным продюсером кинокомпании «Арт Пикчерс» Денисом Баглаем. И вот что, по словам режиссера, стало его причиной.
«Началось с того, что Денис Леонидович Баглай предложил заменить пятую новеллу фильма под названием „Поздняя осень“ на другую. Другого автора, чьей-то жены с Рублевки, где речь идет о любви двух женщин нетрадиционной ориентации, которые оказались в конце концов... матерью и дочерью! И тут мне надо было решать: или идти на сделку и соглашаться с предложением продюсера, или оставаться верной себе, принципам и идеалам, которым меня учили мои мастера — Никита Сергеевич Михалков в академии и Валерий Бакиевич Ахадов во ВГИКе. Я без колебаний выбрала второе. С этого все и началось...»
Саша Франк в итоге сняла фильм на свои и привлеченные деньги («Арт Пикчерс», по ее словам, не потратила ни копейки), у нее на руках копия фильма и все исходники. Но права на картину тем не менее принадлежат кинокомпании. И вот уже на протяжении почти двух лет продюсер отказывается выпускать фильм в прокат, не позволяет режиссеру предлагать его на фестивали, утверждая в разговорах с режиссером, что место фильму — в унитазе.
Не буду более вдаваться в юридические тонкости взаимоотношений режиссера и продюсера. Это отдельная история, наполненная невидимыми миру режиссерскими слезами. Я о самом фильме. По моему мнению, это абсолютно профессиональная, культурная работа, несущая позитивную энергетику, что в наше суровое время уже ценность.
Фильм состоит из пяти новелл. Все они о любви мужчины и женщины, но снятые в разных жанрах. Две новеллы сделаны в легкой комедийной стилистике. Одна наполнена драматизмом разрыва отношений еще недавно любящих людей — жертвой этой ситуации становится ребенок, чье сердце разрывается на части.
А ближе к финалу возникают истории, согретые особым поэтическим светом. Четвертая новелла с участием звезды «Мастерской Петра Фоменко» Галины Тюниной — безнадежно одинокой женщины «элегантного возраста», которая встречает свою судьбу на стоянке для автомашин, — образец актерского, режиссерского, операторского лаконизма, тонкого и выразительного.
Последняя новелла — та самая, которую продюсер предлагал поменять на лесбийско-инцестуальные страсти, на мой вкус, — просто шедевр экранной любовной лирики в исполнении мастеров старой школы. Действие происходит в доме для престарелых, окруженном прекрасным старым парком, пронизанным поздним осенним солнцем. Ольга Науменко с гордой осанкой и бездонными глазами (мы помним актрису по Гале из «Иронии судьбы»), давно не снимавшиеся Геннадий Сайфулин, Евгений Стеблов играют не про старость, а про неизбывность чувств. Про то, что и в ХХI веке можно умереть не от инфаркта или инсульта, а от любви.
Фильм интересно задуман, виртуозно сыгран, прекрасно снят. Особую интонацию ленте придают черно-белые документальные перебивки с участием, как я понимаю, «ближнего круга» Саши Франк, в котором немало медийных лиц. Десятки людей делятся своими сокровенным, исповедальными мыслями о любви, браке, семье, детях, родителях. Это обогащает игровую канву фильма. Который, уверен, заслуживает не унитаза, а щедрой прокатной и фестивальной судьбы.