Российское внешнеполитическое ведомство создает службу онлайн-поддержки государством своих граждан, оказавшихся за рубежом в сложной ситуации
Департамент «Ситуационно-кризисный центр» (ДСКЦ) российского МИДа объявил о начале опытной эксплуатации автоматизированной системы круглосуточного мониторинга чрезвычайных ситуаций, экстренного оповещения временно находящихся за границей граждан и координации их действий в зонах риска или аварий. По сути, речь идет о новой для России службе онлайн-поддержки государством своих граждан, которых за границей нелегкая занесла в условия природной или техногенной катастрофы, в зоны вооруженного конфликта или теракта.
— Проверка и отладка системы шла с февраля 2014 года в 144 странах мира. Мы протестировали ее работу во всех расположенных там российских загранучреждениях, а также на смартфонах специально выезжавших за рубеж сотрудников фирмы-разработчика, — рассказал «Труду» директор ДСКЦ Алексей ЕРХОВ. — Система апробирована во время недавних пожаров в Калифорнии, а также в прошлом году в Йемене, где с ее помощью мы приняли свыше 3,5 тысячи звонков от россиян и совместно с Минобороны провели эвакуацию наших граждан.
Технически система опирается на три компонента: кол-центр МИДа, круглосуточно несущий службу штат оперативных дежурных ДСКЦ и многофункциональное приложение «Зарубежный помощник», специально разработанное для всех распространенных на современных смартфонах операционных систем. Достаточно перед выездом за границу бесплатно скачать программу, ввести в учетную карту персональные данные и зарегистрировать предстоящий маршрут. Дальше «Зарубежный помощник» сам предоставит всю необходимую информацию: экстренно оповестит о возможной чрезвычайной ситуации, если надо — начертит маршруты эвакуации и пути к ближайшим российским загранучреждениям.
Все эти элементы работают без доступа к интернету, посредством обычного сигнала сотовой связи — экстренный вызов оператора кол-центра достигается нажатием одной кнопки. С началом полномасштабной эксплуатации системы эти звонки будут бесплатными.
— Все персональные данные абонентов в соответствии с законом охраняются по первому, наивысшему классу защищенности. Обрабатываются они у нас, в пределах министерства, за границу не передаются, в технических протоколах каждый абонент фигурирует обезличенно, — заверил завотделом программно-аппаратного комплекса Николай АЛЕКСАНДРОВ.
Могут воспользоваться приложением и обладатели обычных кнопочных мобильников. С такого аппарата надо заранее, на родине, позвонить в кол-центр и сообщить данные предполагаемого маршрута с датами пребывания за рубежом. Оператор вручную сформирует вашу учетную карту, а экстренные оповещения система пришлет в этом случае в виде SMS.
Пока что аппаратный комплекс ДСКЦ автоматически круглосуточно мониторит оперативную обстановку по 5 тысячам интернет-источников на русском, английском и французском языках, а его персонал вручную — по нескольким арабским. Анализ и прогноз развития чрезвычайной ситуации формируются именно на основании этой информации, и в МИДе очень надеются, что с ростом количества подключенных к «Зарубежному помощнику» абонентов как достоверность, так и качество системы вырастут.
Важно знать!
Аккаунт ДСКЦ в «Твиттере»: @MID_travel
Телефон кол-центра МИД РФ: 8 (495) 587-88-60
Внимание! В процедуре опытной эксплуатации номер телефона может поменяться. Следите за информацией на веб-странице ДСКЦ sos.mid.ru