Британские телевизионщики провели эксперимент. Они на час прервали свои программы, чтобы заставить зрителей не сидеть у телевизора, а заняться спортом
Британские телевизионщики решились на смелый эксперимент. Вдохновленные триумфом своих соотечественников на Олимпийских играх в Рио, они предложили зрителям не сидеть целый день дома перед ящиком, а хотя бы ненадолго пойти и заняться спортом. И на час прервали свои программы. Результат получился неожиданным.
Нет, конечно, в Туманном Альбионе вырубились далеко не все каналы, а только те семь, что входят в популярную телесеть ITV, но все равно получилось интересно. Утром минувшей субботы потягивающиеся леди и джентльмены, а также их дети и родители уселись перед телеэкранами с чашками утреннего кофе. Но вместо привычных сериалов и шоу обнаружили лишь разнообразные заставки, вроде «Ушел попрыгать на скакалке, вернусь в 10.30», а также призывы последовать примеру олимпийцев и отправиться на одну из двух тысяч спортивных площадок, которые ITV разместила по всей стране. Так вот, по сообщению таблоида The Sun, по крайней мере 60 тысяч человек не только никуда не пошли, но даже не переключились на другую кнопку, продолжая тупо изучать заставки. В результате миру был продемонстрирован яркий пример овощей, в которые могут превратить людей, как их называла фрекен Бок, телевизионные деятели искусств.
Но то педантичные англичане с их неизбежным файф-о-клоком и неудобным отсутствием смесителей в ваннах. Наш-то зритель наверняка не таков! А каков тогда? И вот данные свежего исследования, проведенного фондом «Общественное мнение».
Сначала респондентам задали вопрос, как часто они смотрят телевизор. Ответ «каждый день» выбрал 61% опрошенных. Много это или мало? Все познается в сравнении. Восемь лет назад «ежедневников» было аж на 11% больше! Количество тех, кто включает ТВ один-два раза в неделю, увеличилось за тот же срок с 7 до 13%, не включающих его вовсе — с 2 до 9%. То есть налицо как отток аудитории от телевидения в целом, так и сокращение числа его постоянных поклонников.
Что же касается состава аудитории, то в цифрах нет ничего нового. Чем она старше, тем больше привязана к потреблению телевизионного продукта. И наоборот. Так, среди граждан 18-30 лет «кушают» его ежедневно 36%, а среди тех, кому перевалило за 60, — 83%. И то верно, чем еще пенсионерам заниматься?
А теперь посмотрим, какие темы информационных выпусков являются самыми востребованными. Программы о политике в России выбирают 37% зрителей (год назад было 38%, что странно, ведь выборы на носу). Интерес к семейно-детской тематике за год упал на 5% (до 27%), на те же 5% — к деятельности российских властей (до 26%), к культурной жизни (до 16%), к путешествиям и зарубежной жизни (до 11%), к моде, стилю и красоте (до 8%), а также к шоу-бизнесу и жизни знаменитостей (до 6%).
Но, пардон, хоть к чему-то у наших соотечественников интерес вырос? Да, к Вооруженным силам России (боеготовность, маневры, новые вооружения) с 26 до 30%. К международным отношениям — на 1% (было 36%). На 2% (до 34%) — интерес к «социалке» (здравоохранение, образование и проч.). Ну, последнее понятно. За истекший период эти сферы так лихорадит, что мало кто может себе позволить игнорировать новости о них. Ну а первые две позиции? Чем объяснить рост внимания к ним? Уж не постоянными ли «толстыми намеками на тонкие обстоятельства» со стороны ведущих информационно-аналитических программ, все время говорящих про внешнюю угрозу?
Что характерно, новости на социальную тематику гораздо важней для женщин (43%), чем для мужчин (22%), так же, как и на тему «семья/дети» (37 против 15%). А вот относительно вооруженных сил — все ровно наоборот: эта информация важна для 42% представителей сильного пола и лишь для 21% — слабого. Видите, как мало что-то изменилось с древних времен?! Женщины охраняют очаг и воспитывают детей, а мужчины их защищают (теоретически).
Ну а теперь о жанровых предпочтениях. Новости интересуют 55% опрошенных (два года назад их было 72%). Художественные фильмы смотрят 48% (было 52%). Развлекательные программы — 26% (раньше 30%), телесериалы — 26% (в 2014-м — столько же). Общественно-политические программы — 23% (было 20%).
Один пример гендерной статистики. Телесериалы смотрят лишь 14% мужчин, тогда как женщин — 36%.
А вот на три вопроса — «Какую из перечисленных телепрограмм вы знаете?», «Какую из аналитических программ вы смотрели хотя бы раз за последние два-три месяца?» и «Какую из аналитических программ вы считаете лучшей?» — респонденты ответили дружно. На третьем месте оказались «Вести в субботу» (НТВ), на втором — «Воскресное время» (Первый канал). Ну а на первом, разумеется, — «Вести недели» с Дмитрием Киселевым (Россия 1).
И в этом смысле нам проще, чем англичанам. Какие бы смелые опыты ни решили проводить над нашим зрителем, он может быть уверен, что без своих любимых программ он не останется. Уж их-то никто и никогда не выключит. Что бы ни случилось в стране — дефолт, крушение Останкинской башни, землетрясение — Киселев нас не оставит и доходчиво объяснит, кто из наших зарубежных «партнеров» и их пособников в «пятой колонне» устроил дефолт, развалил башню и организовал землетрясение. А полученный от него заряд гордости за самих себя, злости и презрения по отношению ко всем остальному миру не даст превратиться в тот самый овощ.