Федеральная пассажирская компания - «дочка» РЖД - потребовала у Минфина 9 млрд на компенсации за перевозку пассажиров в плацкартных вагонах
Федеральная пассажирская компания подала иск к Минфину с требованием взыскать 8,9 млрд рублей компенсации за пассажирские перевозки. Эта «дочка» РЖД претендует на компенсации за перевозку пассажиров в плацкартных вагонах, и если деньги вовремя не поступают, с полным правом подает в суд. Однако пассажиры вправе рассчитывать, что субсидии из казны сделают билеты доступными, а вот этого как раз не происходит. Почему — это, похоже, тайна за семью печатями.
Открыть ее не удалось даже Федеральной антимонопольной службе, которая минувшим летом дотошно интересовалась ценами на разных железнодорожных маршрутах. И, как в конце июля сообщили СМИ, сделала удивительные открытия. Скажем, билеты до Москвы на поезд «Италмас» из Ижевска оказались почти вдвое дороже, чем на поезд из столицы Татарстана. В пассажирской компании это пытались объяснить применением гибкого графика тарифов и повышенным комфортом, но эти доводы антимонопольщиков не убедили. Потому что никакого особого комфорта, ради которого стоило удваивать цены, в плацкартных вагонах не обнаружилось. Дочернее предприятие РЖД обязали устранить нарушения, пригрозив в противном случае возбудить уголовное дело.
Похожая картина с грузовыми перевозками. В июле глава ФАС Игорь Артемьев констатировал, что из-за роста тарифов на железнодорожные перевозки ретейлеры возят фурами овощи в Новосибирск из Краснодарского края. «Это уже до безумства доходящая система, — возмущался глава антимонопольного ведомства. — Тарифы, которые сегодня существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать, и все это за счет потребителя».
Наш эксперт, советник по авиационным перевозкам ассоциации «Центральный федеральный округ» Вадим Олейников удивляется, как быстро после приватизации российских магистралей и их инфраструктуры руководители ОАО «РЖД» добились у правительства субсидий. Вопрос о том, как они расходуются и как это конкретно отражается на ценах на перевозки и услуги, даже не ставился. В отличие от нескольких авиакомпаний, которые в этом году в качестве эксперимента получили субсидии на региональные перевозки. Причем субсидии адресные, непосредственно связанные с количеством перевозимых пассажиров и конкретными маршрутами, что тут же отразилось на ценах.
Напомним, что в качестве эксперимента в январе таким способом стали стимулировать развитие региональных авиаперевозок в Поволжье. Билеты на 37 рейсов для авиапассажиров, отправляющихся в 15 крупнейших городов региона, стали дешевле на 50% благодаря субсидиям из федерального и регионального бюджетов. Кроме того, в рамках программы организовано 20 трансферных маршрутов за счет стыковок прямых рейсов в аэропортах Самары, Казани и Уфы.
Этот опыт оказался успешным. В результате с июня такая практика субсидирования авиаперевозок применяется в других федеральных округах. Конечно, самолетов не хватает, аэродромное хозяйство нуждается в ремонте. Но там, где открыто регулярное авиасообщение, затраты на авиаперелеты уже стали сопоставимыми с железнодорожными перевозками. Остается надеяться, что конкуренция заставит открыть нам ту самую тайну — какова реальная цена плацкартного билета.