«ЛимоЗиЛ» или «ГАЗозавр»?

 Расчет цены автомобильного престижа

 Проект по созданию линейки автомобилей представительского класса «Кортеж», по информации СМИ, уже вполне серьезно обсуждается на совещаниях в Минпромторге. Если подобные слухи действительно имеют место в реальности, то можно говорить либо о полной некомпетентности тех, кто затеял создание «Кортежа», либо, что более вероятно в наших условиях, – о фундаментальной растрате около сотни миллиардов рублей.

Обладание собственной автомобильной маркой для поездок первых лиц государства – один из негласных символов силы и мощи державы. Известно, что лидеры США, Великобритании, Франции, Германии выезжают на лимузинах, созданных на собственных автопредприятиях. Обзавелись собственными членовозами Япония и даже Южная Корея. Китайское руководство на официальные мероприятия выезжает на собственных лимузинах, производимых компанией Red Flag. Получается, что иметь свой автомобиль для страны, объективно считающейся одной из великих, вроде бы и неплохо.

Но, абсолютно не комплексуя, пользуются лимузинами чужой сборки монархи Испании и Швеции, в чьих владениях автопроизводство вполне себе развито. Не имеют собственного представительского авто президенты Бразилии, Турции, Мексики, несмотря на то что в этих странах существует серьезное автопроизводство.

Вопрос престижа главы государства и сопутствующих чиновников в данном случае упирается в цену.
Чтобы создать автомобиль даже малотиражной серии, стране необходимо следующее: создать платформу, разработать двигатель, придумать дизайн, создать корпус инженерно-технических кадров, а также наладить производство комплектующих. По данным СМИ, в Минпромторге оценили подобный проект в 30 млрд рублей, опираясь на ложный посыл, что у российских производителей есть потенциал для возрождения бренда «ЗиЛ» одноименного московского завода и нижегородской «Чайки». К сожалению, отечественный потенциал, на котором базируется дальнейший расчет государственных трат, как минимум переоценен.

– Действительно, и в Москве, и в Нижнем существовали спеццеха для производства единичных моделей «ЗиЛа» и «Чайки». Оба цеха фактически прекратили свое существование к середине 90-х годов прошлого столетия. Да и называть то штучное машинособирание серьезным производством было невозможно, как невозможно было даже приблизительно оценить стоимость советских членовозов, – считает эксперт «Труда», обозреватель журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. – На сегодняшний день возрождение производства на базе этих двух цехов нереально. Утрачен как технологический багаж, так и людской.

Наиболее яркое подтверждение этому – история с двумя авто марки «ЗиЛ», которые ежегодно 9 мая возят министра обороны и командующего парадом войск по Красной площади Москвы. Когда было принято решение, что строй необходимо объезжать на отечественных машинах, были найдены умельцы, которые смогли привести кузова двух кабриолетов в надлежащий вид. Мало кто знает, что под капотом этих лимузинов – двигатели от Chevrolet Tahoe компании General Motors…

Если проект «Кортеж» будет осуществ­ляться, можно примерно рассчитать, во что это обойдется казне страны. Создание платформы – минимум миллиард евро. Разработка и производство двигателя (а для этого будет необходимо построить завод) – еще как минимум миллиард. Расходы на дизайн, который весь мир, кроме северокорейцев, заказывает в Италии, расходы на создание инженерно-технологической базы, разработка и система производства комплектующих – не миллиард, конечно, но весьма ощутимо. Но главное – подобный проект начисто лишен смысла.

Заметим, что однажды, на рубеже столетий, проект создания в России машин представительского класса уже был осуществлен – на разваливающемся АЗЛК собирали модели «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий», которые должны были заставить побледнеть Mercedes и Maybach. Не заставили. На АЗЛК теперь собирают недорогой румыно-французский Logan. И с экономической точки зрения правильно делают.

В современной мировой автомобильной промышленности Россия неожиданно, но успешно утверждается на рынке как недорогих легковых автомобилей, так и недорогих малогрузных коммерческих. Достаточно сказать, что на платформе неоднократно высмеянной шутниками из КВН «Калины» вполне серьезно планируется возрождение такого мирового бренда, как Datsun. У «Газели» и вовсе большое будущее.
Создание же нового «Альбатроса», «Буревестника» или (как знать) «Орла» станет примером наиболее неэффективного расходования государственных средств.

Ну а если чиновникам хочется ездить на чем-то особенном, можно пойти по пути арабских шейхов, которые престижа ради заказали Lamborghini партию внедорожников и пикапов тиражом 200 штук. Итальянские конструкторы самых быстрых спортивных автомобилей покрутили у виска, но заказ исполнили…