- Как вы воспитываете свою дочь?
- Дети сейчас умнее нас, взрослых. Наверное, из-за информации, которой вокруг огромное количество. Они судят о том, что такое хорошо и что такое плохо, по тому, насколько часто ты врешь в быту. Если я обнялся с человеком, а потом отвернулся и выругался, это ложь. Если человек плохой - не обнимайся, а если обнимаешься, значит, он не подонок. Дети все замечают и складывают в голове. Можно соврать - они запомнят, что врать хорошо, и так далее.
- Помимо информации сейчас много других соблазнов. Как удержать, объяснить?
- Есть разные методы. Можно повести в наркологический диспансер, где лежат смертники, и показать, что такое наркотики. Можно рассказывать, хотя я за визуальное решение вопроса. А можно жить, общаться, приглашать гостей, самим ходить и не волноваться, что ребенок допоздна не спит, потому что интересные гости. Есть элементарные правила - не ковыряться в носу, переходить на зеленый свет. Этому учили меня, этому учил я. Но не помню, чтобы меня воспитывали, все было незаметно как-то. Я видел и впитывал образ жизни родителей, их друзей. Дома было много хороших людей. А что такое хорошие люди? Не предатели, не подонки. Они могут материться, курить, но ты интуитивно понимаешь, что они хорошие. Не знаю, как сформулировать правила воспитания ребенка. Но то, что я такой, безусловно, было заложено в детстве. Мое поколение - попавшее и пропавшее: поступили в институт в одной стране, а окончили - в другой. Были страшные 90-е годы, было сложно выживать, но я не озлобился. Почему у меня, страшного матерщинника, нет мата ни в одном фильме? Потому что я несу ответственность. У меня нет злости ни в одной, даже в самой плохой моей картине. Что бы ни говорили, они добрые. То, что заложено в детстве, нельзя переломить. Мне друзья говорят: ты не изменился. А почему я должен меняться? Я могу слушать другую музыку, есть другую еду. Но я не могу быть хорошим, а потом вдруг стать плохим, или наоборот.
- Выбор профессии был пред-определен с детства?
- Сколько себя знаю, всегда хотел быть режиссером. Меня не прель-щала участь вагоновожатого, пожарника, космонавта - эти дет-ские мечты прошли мимо.
-А когда спрашивали, почему, что отвечали?
- Друзья папы и мамы были достаточно умными людьми, чтобы не задавать такой вопрос. Это самый глупый вопрос на вступительных экзаменах. На него нет ответа.
- У вас есть добрые семейные традиции?
- Четко сформулированных нет. От родителей попытался взять что-то, но это достаточно тяжело, хотя при труде и удаче получается: чтобы были хорошие люди вокруг, надо любить окружающих невзирая ни на что и не судить.
- Скажите честно, ваши детские мечты сбылись?
- Не все. Главное не сбылось. Чтобы все были живы и здоровы - тоже.
- А человеку нужно, чтобы все-все сбывались?
- Хотелось бы. Разочарование всегда плохо. Говорят, что симбиоз достижений и разочарований является багажом. Все это правильно, но тяжело и больно.
- Как вы отдыхаете?
- Не умею отдыхать. Вот сейчас первый раз в жизни 30 дней подряд не работал. Ничего не делал. Понравилось. (Смеется.)
- Вы городской житель?
- Был уверен, что городской человек, но переехал за город и теперь уверен, что "загородный". Главное - быть человеком, это важнее всего остального будет.
- Мне кажется, секрет вашей легкости в том, что вы умеете радоваться жизни.
- Я легко живу, потому что знаю нечто главное.
- А сформулировать?
- Наверное, это любовь. Хорошего должно быть больше, а иначе зачем жить? Тогда надо взять цианистый калий и выпить, если все так плохо. Меня часто называют сказочником в розовых очках. Пусть.
- Вот и фильм кажется легким.
- Да кино надо снимать легко! Кстати, инфаркт я получил на этой картине, если по поводу легкости. Но это никого не должно волновать, это же кино. Пусть документалисты снимают суровые реальности, грязные будни. "Груз 200" - лживая картина от и до, что бы ни рассказывали. Да, она талантливая, сделанная талантливым человеком, и оттого вдвойне плохая. Я не запрещаю - пусть будет все. Каждый видит то, что он хочет. Я многое пережил, про что никогда не напишу и не расскажу, но я не изменился и не захотел показывать грязь людям. Я хочу, чтобы жизнь была лучше, вот и вся разница.
- Потому что верите в волшебство и чудо?
- Потому что я в Бога верю.
- Вас можно назвать борцом за справедливость?
- Нет, не борец и не революционер. Считаю, что революция - это плохо. Революция ни принесла ничего хорошего ни одной стране. Как бы страшно ни звучало, даже войны несут больше полезного для развития, чем революции. Я всего лишь отстаиваю свое право и право людей, которые живут в этой стране, не быть быдлом. Не надо считать, что мы быдло.
- Как вы определяете понятие "быдло"?
- Если человек не хочет думать, лениво делегируя ответственность за все, что происходит, куда-то наверх, - вот это быдло. А человек, который не мирится с тем, что кто-то помочился в подъезде, взял тряпку и вытер, - не быдло. Когда ко мне в программу приходят лощеные, сытые, довольные жизнью люди, почему-то по совместительству отвечающие за то, чтобы ветераны не ели из мусорных баков, у меня к ним очень много вопросов. И я спрашиваю. А они не понимают, чего я от них хочу, ведь это правило игры - отвечать пространно. Я решаю вопрос моих отношений с совестью и моим пониманием, что такое хорошо и что такое плохо. Не хочу, чтобы мой ребенок видел, что папа говорит дома одно, а по телевизору другое.
НАШЕ ДОСЬЕ
Тигран Кеосаян родился в Москве 4 января 1966 года. Его отец - Эдмонд Кеосаян - режиссер, снявший "Неуловимых мстителей". Детство Тиграна прошло на съемочной площадке. В 1984 году он поступил во ВГИК на режиссерский факультет и начал вместе с Федором Бондарчуком снимать клипы для российских артистов. Режиссерский дебют - "Катька и Шиз" (1992). С 2007 года ведет программу "Вечер с Тиграном Кеосаяном". Женат на актрисе Алене Хмельницкой.
Алена Хмельницкая родилась в Москве 12 января 1971 года. В 1992 году окончила Школу-студию МХАТ, но уже на последнем курсе начала сниматься в кино. Известность актрисе принесла картина "Сердца трех" (1992). В 1993 году вышла замуж за Тиграна Кеосаяна. Вместе воспитывают 14-летнюю дочь Александру.