ЗДРАСЬТЕ, ЗАКАДР ВНЕКАДРОВИЧ

Без них невозможно кино. Без них не снимается ни один фильм. Они стоят в кадре рядом со звездами мировой величины. Бок о бок. Но только их имен и лиц не знает никто. Иногда в одном и том же фильме они играют десятки разных ролей. Они - массовка.

Виктор ШОХИН
Фотограф, 47 лет. За год снялся в 50 фильмах
С детства Виктор Шохин мотается по всей России. Учился то ли в семи, то ли в десяти школах - точно не помнит. Ему часто приходилось зарабатывать чем придется. Так он освоил десятка два разных профессий - от плотника до землемера.
- Как в мае солнце пригреет, прыгаю в машину и еду куда глаза глядят.
А в 2006 году Владимир Хотиненко снимал "1612". Зима выдалась на редкость бесснежной, первый снег выпал только 18 января, и режиссер спешно начал снимать "зимние" сцены. В массовку звали всех подряд. Виктору позвонил приятель: "Приезжай, будешь боярином, доху дам". Виктор задумался: плотником был, каменщиком был, а вот боярином еще не был, непорядок. Пришел, да опоздал, боярской шубы не хватило, пришлось надевать крестьянскую.
- Гримировали полдня, приклеили длинную бороду. За несколько часов, как на машине времени, я перенесся на 300 лет назад. Нас привозили на шикарных двухэтажных автобусах, а там - лошади с крыльями... вот такое было кино! И заболел с тех пор.
За год Виктор снялся более чем в 50 картинах. Сначала играл в массовых сценах, потом в групповых, теперь его приглашают на эпизоды.
После "1612" он участвовал в съемках "Колчака" у Игоря Кравчука. Там он был и горожанином, и гробовщиком, и белогвардейцем, и охранником Колчака, и министром Временного правительства - все в одной ленте. Так что если быть очень внимательным, одно лицо можно узреть в самых разных ипостасях.
- На съемках фотографировать запрещено: вспышка может кадр запороть. И поэтому большинство массовочников снимают на мыльницы, а когда я достаю профессиональную камеру, киношники начинают нервничать, чей я шпион. И все-таки снимаю. Пару раз забирали фотоаппарат, но потом возвращали. Удержаться невозможно. Массовка - это срез России в лицах, кого там только нет: молодые артисты, студенты, доктора наук, инженеры, военные.
На съемках "Утомленных солн-цем-2" Виктор прятал камеру в шинель. Падал замертво и уже "мертвый" втихую снимал. Или дезертировал с поля боя в кусты и фотографировал оттуда.
- Мужчины средних лет - самое востребованное племя. Один день я адвокат, на следующий - генерал, а потом и следователь. Это уже призвание, бросить невозможно.
Александр БАРАНОВ
Доктор химических наук, 60 лет. Начинающий актер массовки
Александр Петрович Баранов - химик-теоретик и инструктор по карате. С 69-го года активно разлагал советскую власть, руководя тремя незаконными группами карате. Многих сажали, а он 12 лет преподавал, и как с гуся вода. За что сажали? Ну как же, карате - это влияние чуждой идеологии.
- А знаете, и вправду от карате крыша едет: через 10 лет преподавания почувствовал это на себе. Академик Кабачник говорит мне что-то, а я думаю: а вот если ему сюда двинуть, он сразу и развалится. Как поймаю себя на этой мысли, сразу говорю себе: "Петрович, стоп, ты ученый, умерь пыл..."
Профессию он получил, бегая от призыва.
- Милиционеры на мотоциклах приезжали: "Где ваш сын"? А я от них в окошко - и к бабушке на дачу.
Пришлось за 20 дней штудировать физику, математику, химию да еще и учиться писать без ошибок. Приятель посоветовал Менделеевский институт. Математику Саша сдал на "пять", физику на "пять", даже сочинение на "пять", а вот химию на "три".
- Ну и что, говорят, химию у нас доучишь.
Химию он "доучивал" в течение 40 лет. Получил степень доктора химических наук, и вот седина в бороду - стал актером. Знакомая позвала сниматься в кино. Но не в массовку - сразу на эпизод. Да еще и в Сандуновские бани. Если бы не бани, вряд ли бы доктор согласился.
- А я в Сандунах 100 лет не был, конечно пошел. Было назначено на 7 утра. Иду и думаю: вот посмотрю, что такое кино. Пришел: никого нет, бассейн открыт. Кино - это то, что всегда не вовремя, так получается? Поплавал, попарился. К 9 часам стал подтягиваться народ. К трем часам дня меня загримировали в Нерона.
Александра посадили на "трон" и дали задание - мысленно решать сложный вопрос. Химику-теоретику не впервой. Рисунок роли режиссер объяснял актеру на ходу, уже в кадре.
- Режиссер говорил: "Кивни, подними голову, а сейчас смотри, входит твоя молодая жена. Ты, старый развратник, должен сразу забыть все свои печали. И лобзай ее, лобзай!" Она меня обняла, села на колени, прижалась всем телом, а режиссер говорит: "Обнимай ее, целуй между грудей!" Представляете, какой ужас: девушке 18! Я ее целую то в шею, то в живот, сгораю одновременно и от страсти, и от стыда. Хорошо хоть под туникой признаков моей страсти не видно. Наконец отмучался вроде, говорю режиссеру: "Все?!" А режиссер мне отвечает: "Ну вот, а теперь начинаем снимать".
Это была репетиция. А потом еще пять дублей. Как потом выяснилось, это он снимался в телевизионном сериале "Всемирная энциклопедия предательств". Та, которую он "лобзал", получила за съемочный день 300 долларов, а он - 1000 рублей.
Осенью Александр едет сниматься в массовке фильма "Утомленные солнцем-2".
- Мне понравилось, осенью непременно в массовку пойду. Да какое там ради денег? Это забавно. Там куча кандидатов и докторов наук, пока ждали съемок, разговоры вели интересные, прям как в курилке в Ленинке.
Татьяна КРАЙНОВА
Актриса, 22 года. Больше в массовку ни ногой
Таня Крайнова - студентка Института культуры. В массовке будущая актриса снялась всего раз и с тех пор говорит, что больше в массовку ни ногой. Теперь она мечтает о больших ролях.
- Это было на втором курсе: не на что булку с молоком купить, нечего кинуть на телефон. За день в массовке платили 400 рублей. Я прокляла все на свете. Было холодно, мы страшно замерзли и хотели есть, но нас не кормили. Актеры массовки - негры киноиндустрии. В массовке можно встретить кого угодно, много пьющих, чуть ли не бомжей. Они могут украсть что-то из реквизита, из-за них массовочников и за людей-то не считают. Но встречаются и профессиональные артисты, которых на большие роли не приглашают. Обычно с массовкой работает второй режиссер и группа бригадиров. Собачья или не собачья это работа - зависит именно от бригадира, тут как повезет. Мне не повезло.
Андрей СОЛОМАХИН
Актер, модель, 27 лет. Надеется, что с массовки начнется актерская карьера
В Щукинское театральное училище Андрея не взяли, и тогда он пошел работать моделью.
Объявление в метро увидел случайно. Приглашали на съемки прямого эфира с Андреем Малаховым. Так Андрей попал в шоу "Лига звезд". Три ночи подряд он снимался в клубе "Фабрик". Задача была, в общем, не из сложных: подрыгаться на танцполе и громко похлопать в ладоши. Потом его пригласили в "Останкино" сниматься в клипах. Там он громко хлопал конкретно Филиппу Киркорову. Хлопать приходилось по 15-16 часов в день. За это платили 700-800 рублей.
Первый фильм Андрея - "След". Там он играл папарацци в массовке. Потом знакомый бригадир пригласил в сериал "Украсть у олигарха". Там Андрей играл гаишника. Весь день ходил по улице в форме, палочкой машины тормозил, продрог до костей. В "Антикиллере-3" играл компьютерщика. После сбоя в сети к нему подходил герой Михаила Ефремова и громко матерился. Тот слушал отборную брань и терпел. Понятное дело - роль без слов. Фильм снимали вместе с американцами. Дотошные иностранцы заставляли Андрея то рубашку сменить, то компьютер передвинуть, то портрет Ленина перевесить. Один эпизод снимали шесть часов. У российских киношников на это уходит полчаса.
В фильме Валерия Тодоровского "Стиляги" Андрей участвовал в групповке. Шел в толпе неформалов - хиппи, панков, стиляг и байкеров. Один день был стилягой, другой - панком. Кем останется в киноистории - сам не знает. Снимали ночью на Тверской. 100 человек групповки и 600 массовки шли от мэрии до главпочтамта. Увидев оборванных панков, лохматых байкеров, вычурно многоцветно одетых неформалов, редкие прохожие жались к стенам домов.
Андрей не типичный актер массовых сцен и групповок. Ведь он не сдается, на каждую массовую сцену носит профессиональное портфолио и визитки - всерьез планирует пробиться в большое кино.
- Из массовки вырваться на эпизод - как на гору подняться.
Эту вершину он уже покорил - теперь соглашается только на эпизоды.
Михаил СЕДОВ
Майор запаса, 52 года. В массовке снимается со всей семьей
В кино его привела дочь Света. Так Михаил попал в шоу "Король ринга". Сидел с женой Ольгой в зале и аплодировал. После "Короля ринга" попал в "Минуту славы", потом в "Кто хочет стать миллионером?", но там Михаилу не понравилось - кресла неудобные. Платят за такие съемки 400 рублей в час.
Михаил родился в Киржаче, окончил Рязанское высшее военное училище, командовал взводом в Улан-Удэ, потом ротой в Удельном. Был начальником военно-квалификационной комиссии.
Пенсии ветерану Вооруженных сил явно не хватает, пришлось подрабатывать в массовке. В прошлом году Михаил попал в кино. Первый сериал - "Морозов". Первая роль - пешеход.
- Снимали в Подольске, вылили на меня пять цистерн воды, промок до нитки под искусственным дождиком. Зато увидел, как делается дождь.
Начал пешеходом, продолжил олигархом в "Монтекристо".
- Вениамин Смехов - очень приятный человек, рассказывал в перерывах, как бросал курить. Пил с ним в кадре коньяк... ненастоящий.
Потом Михаила пригласили на роль футбольного судьи в "Счастливы вместе". Он говорит, что на этих съемках все постоянно смеются. Потом был сержантом милиции в "Срочно в номер", охранником морга в "Жаре любви" и агентом Интерпола в "Братках".
Михаил - весьма востребованный массовочник, в горячую пору он получает по четыре-пять предложений в день. Его зовут еще и в эпизоды, а жену и дочь - только в массовку. Мужчины больше востребованы, в бандитских-то сериалах...
- В последнее время я соглашаюсь только на эпизоды. Массовку я перерос.
В сериале "Проклятый рай" играли всей семьей: Михаил - олигарха, жена - продавщицу в аптеке, а дочь - проститутку.
- Это были групповки. Мы не появлялись в кадре вместе, но я всегда шучу, что покупал у любимой жены контрацептивы, чтобы "снять" родную дочь.
МАССОВКА - ГРУППОВКА - ЭПИЗОД
В массовых сценах участвуют от 100 до 400 человек. За 12-15 часов работы актеры массовки получают от 400 до 700 рублей. В групповке участвуют 30-50 человек, им платят чуть больше: от 800 до 1000 рублей. Бессловесный эпизод - большая удача и мечта всех массовочников. Артист появляется в кадре возле главного героя на несколько минут и получает за эту работу от 1500 до 2000 рублей.
У массовочника нет роли, он создает иллюзию движения и настроение, атмосферу. Обычно с массовкой работают второй режиссер и группа бригадиров. Хотя некоторые режиссеры-постановщики не считают это грязной и второстепенной работой и иногда сами не брезгуют работой с актерами массовых сцен.
Владимир Хотиненко утверждает, что "1612" сделала массовка, а Никита Михалков изобрел и запатентовал собственный метод работы с актерами массовых сцен. Он снимает "Утомленных солнцем-2" по своей методике, которую уже переняли на Западе. Около трети массовки у Михалкова - действующие профессиональные актеры. С актерами групповки режиссер часто работает сам, а многих массовочников помнит по именам.
Режиссеры любят появляться в кадре. Некоторые в групповках или бессловесных эпизодах. Это визуальный автограф мастера. Рязанов и Тарантино играют в своих фильмах эпизоды, а Альфред Хичкок в каждом своем фильме появлялся не более чем на несколько секунд.