ШАМАН, ОБЪЕВШИЙСЯ МУХОМОРОВ

В одном из рассказов И. Бунина есть такой эпизод. Барин идет по своим угодьям и видит, как на опушке отдыхают мужики. Рядом горит костер, в котелке закипает водица. Мужички кидают в нее мухоморы и... едят. Барин переполошился: дескать, что же вы делаете, отравитесь! А ему в ответ: не впервой нам, батюшка, да ты сам попробуй - это же чистая курятина...

В минувшие выходные, пользуясь конституционным правом на отдых, я отправился по грибы. После длительной засухи и последовавшей за ней череды дождей в Иркутской области начался грибной бум. Чего только на рынке не увидишь - тут и желто-коричневые маслята, и душистые серые грузди, и крепкие опята.
За мои труды в лесу я был вознагражден ведерком отборных подосиновиков. Но что меня удивило, так это изобилие огромных красных мухоморов. Про них я и решил спросить знатока. И попутно выяснить: отчего у нас в Сибири нет столь частых отравлений грибами, как в Черноземье и на западе страны? Вот что поведал признанный специалист - старший научный сотрудник Сибирского института физиологии и биохимии растений, кандидат биологических наук Александр Николаевич ПЕТРОВ:
- Многое зависит от того, где растут грибы. Наука уже заинтересовалась этим вопросом, но еще не настолько, чтобы получить все ответы. Обыкновенная кровохлебка, как и всякая другая полезная для здоровья былинка, может иметь совершенно разный биохимический состав в зависимости от того, где она выросла. В нашем институте в свое время была выделена чистая культура женьшеня и сделана попытка получить лекарственное сырье в промышленных масштабах. Но у "искусственного брата" женьшеня химический состав был абсолютно другой, чем у дальневосточного чудо-корня, выросшего в естественных условиях.
С древних времен известно, что лекарство - это яд, а яд - это лекарство. Так и с грибами. Возьмем обыкновенный красный мухомор. Этот вид - космополит, он встречается почти на всех материках. И везде он по своему составу разный. Например, в Западной Европе его характеризуют как смертельно ядовитый гриб. А в той же Скандинавии он считается культовым. Из истории и мифологии известно, что викинги перед сражениями употребляли мухоморовый настой, который придавал им сил, лишал сна, делал безразличными к боли, короче, превращал в непобедимых воинов.
В сибирской словесности довольно широко распространено выражение "шаман, объевшийся мухоморов". И это тоже реальность. Бражкой из голубицы с вымоченными в ней мухоморами угощали на наших берегах знаменитого исследователя морей Беринга. В среде чукчей, эвенков и эвенов, у алеутов мухомор тоже был культовым грибом.
Так что безвредность грибов, их "съедобность" напрямую зависят от условий произрастания. Даже не пробуйте накормить кого-то сморчками в Германии. Тамошний закон будет квалифицировать это как умышленное отравление. Зато у нас в Сибири практически нет статистики отравления ими. Было пару случаев в прошлом году, но так ведь сморчки продержали больше суток в полиэтиленовом пакете на солнце. В таком "термостате" не могли не выработаться опасные токсины.
Или вот еще пример. В немецких справочниках серый груздь помечен как опасный - черепом и костями. В Германии его не вымачивают, там нет такого способа обработки. Наш серый груздь после вымачивания - почти что царь грибов.
Сейчас науке уже известно, что определенное разделение флоры и фауны проходит по границе Енисея. И то, что произрастает в европейской части России не полностью идентично растительности к востоку от этой реки.
Что касается мутаций грибов, то тут слишком много преувеличений. А вот накопление грибами токсинов - реальность. Например, мышьяк, тяжелые металлы могут содержаться в них в громадных количествах, и это напрямую зависит опять же от места произрастания.
Кстати, в лесах Сибири бледная поганка не растет, хотя сибирских грибников ею пугают до сих пор.