Жерлин не такой, как все, от кончиков ногтей до макушки. Имя, цвет кожи, жемчужные зубы, легко открывающие бутылки с пепси-колой, неутомимость вечного двигателя и потрясающая прыгучесть - все у него "не такое". Однажды на гастролях в Арабских Эмиратах в номер к юному артисту зашел репортер.
- Танцуешь ты здорово, - сказал он, - а удиви меня чем-нибудь сейчас, вне сцены.
Жерлин легко оттолкнулся ногами от пола и на мгновение завис под потолком, сложившись пополам. У репортера оказалась хорошая реакция - он успел запечатлеть это мгновение.
Педагоги называют Ндуди мальчиком без костей. При этом он так остро и тонко чувствует музыку, что целиком растворяется в ней. Зрители утверждают, что, глядя на Жерлина, танцуют вместе с ним. Сама природа, кажется, задумала его для балета. А чтобы юное дарование не просто порхало по сцене, а раскрывало в танце глубокие драматические образы, выжимая из зрителей слезы восторга, судьба уготовила ему нелегкую долю. Тот, кто подарил ему экзотическую внешность, погиб на родине в Конго, так и не увидев долгожданного сына. Так считала мама, потому что не мог ее любимый и законный муж, придумавший назвать ребенка половинками их имен (Жерард и Алина) и отправившийся на недельку в воюющую страну навестить родных, просто исчезнуть - внезапно и бесследно.
Защитив диплом инженера в Институте железнодорожного транспорта, Алина Ндуди приехала из Питера рожать в родной Донецк. Но злой рок уже зацепился за ее семью и не хотел отпускать. Вначале умер отец, потом погибла мать. Присматривать за шоколадным малышом помогала жена дяди, маминого брата. Тоже железнодорожница, мать троих детей, Раиса Витальевна гордилась успехами Алины на работе и сочувствовала ее женской неустроенности. Уезжая на отдых с младшей дочкой Наташей, она с удовольствием захватывала и Жерлина. Погодки были неразлучны, ввергая в смущение окружающих. Однажды одна из отдыхающих не выдержала и рискнула спросить: а разве такое бывает - близнецы и разного цвета?
- Бывает, - доверительно сообщила Раиса Витальевна, - мы беленькую днем с мужем делали, а черненького ночью.
Разве могла она тогда предположить, что Жерлин и в самом деле станет ее сыном?
Поняв, что садик не для ее ребенка (дети дразнили сына трубочистом), Алина, уходя на работу, закрывала его дома. Краски и альбом занимали Жерлина надолго. Но, выплеснув душу на бумагу, он начинал томиться по движению. Однажды, вернувшись домой, Алина обнаружила маленького затворника бегающим по двору. Возбужденные соседки наперебой рассказали ей о лихом каскадерском трюке: мальчишка прыгнул с балкона третьего этажа на растущий во дворе тополь и по нему спустился на землю. При этом он не получил ни царапинки!
Приведя Жерлина к тете Рае в очередную субботу, Алина попросила разведать, в какую спортивную секцию его возьмут.
- Хорошо бы футбол или гимнастика, - предположила она.
А, вернувшись с работы, узнала ошеломляющую новость: ее прыгучего мальчика приняли в хореографическую школу Вадима Писарева!
- Вы еще будете плакать, аплодируя ему из зала, - предрекла Алине хореограф. Но слезы счастья достались Раисе Витальевне.
Мальчику было девять лет, когда злой рок метнул последнюю, самую страшную молнию. Отправляя сына в пионерский лагерь, Алина загадочно пообещала, что к его приезду подготовит сюрприз. Предвкушение чего-то радостного не покидало мальчугана весь месяц, и, возвращаясь домой, он нетерпеливо высматривал в толпе встречающих родителей родное мамино лицо. Но у автобуса его подхватили руки тети Раи, которая сообщила, что мама в командировке, а они с Наташей через два часа едут в другой лагерь. Так Раиса Витальевна на свой страх и риск оградила мальчика на время от страшного известия - трагической гибели мамы.
За пределами сознания Жерлина остались и похороны, и переговоры дальних родственников, и решение Раисы Витальевны, единодушно поддержанное семьей: мальчик не сирота, он будет жить с ними! Страшную беду она сумела открыть ему так осторожно, что земля не ушла из-под ног. А друзья по балетной школе только недавно в связи с успехом на Евровидении и шумом в газетах узнали, что тетя Рая - не родная мама Жерлина.
- Да, мальчик талантливый, мальчик хороший, - сказала мне директор школы Вадима Писарева Елена Федоровна. - В классе он общий любимец. Девчонки к нему неравнодушны, подкармливают бутербродами, пацаны уважают. С семьею только не повезло. Ему нужны фрукты и творог, а опекунша борщом с макаронами кормит!
- Так может, средства стесненные?
- Да просто она его не любит!- сказала она, как отрезала.
В скромной квартире Пашковых пахло гороховым супом.
- Пойдемте, я вас покормлю, - просто, будто знакомы сто лет, предложила Раиса Витальевна. Несмотря на свои пенсионные годы, она не знает покоя - дом, дача, работа. Старшие сыновья уже определились, а Жерлину с Наташей еще учиться...
На одни балетные тапочки в месяц уходит гривен шестьдесят, - не жалуется, а спокойно констатирует она.
- Но ведь он солирует в балете "Чиполлино", неужели не платят зарплату?
- Обещали оклад со следующего года, - отмахивается женщина.
- А на гастролях зарубежных заработал?
- Сто гривен. Остальное вычли за жилье, дорогу и сценический костюм. Ой, давайте не будем об этом!
- Говорят, Жерлин замкнутый мальчик?
- Вот уж не сказала бы, - смеется она. - Иногда так балаболит, что рот не закрыть. Но сердечные тайны доверяет только Наташе. С того дня, как он к нам переехал, они так и живут в одной комнате. Вот уж и впрямь близнецы!
- А какой сюрприз тем трагическим летом ему готовила мама?
Раиса Витальевна из ящика стола достает объемный конверт. Это все, что осталось от Алины, - фотографии Жерарда и его африканских родственников, его любовные письма с нарисованными цветочками, сердцами и голубями. А на дне - маленький любительский снимок красивого молодого человека.
- Судьба улыбнулась ей, она встретила мужчину, он сделал ей предложение,- смахивает слезу Раиса Витальевна, - Лина так радовалась, что у Жерлина появится отец...
Шестнадцать - опасный возраст, особенно если в жилах - горячая африканская кровь. Жерлин не может ни лицемерить, ни просчитывать, он по-детски открыт, доверчив и бескорыстен. Успех пришел к нему сам по себе, как награда за талант и трудолюбие, не оставив на мальчике звездной пыли. Свою золотую медаль он отдал директору школы, а ордер на квартиру, которую еще не видел, - своему хореографу. Ведь переезжать от Раисы Витальевны в "президентскую" квартиру он пока не собирается. Но покладистость Жерлина - до первого насилия. Этим летом, сообщила мне "не для печати" директор школы Елена Федоровна, сама Людмила Кучма наградила Жерлина путевкой в "Артек". А он оттуда сбежал. Факт сам по себе для прославленного лагеря сенсационный, а тут еще из администрации президента позвонили: готовьте концерт с Ндуди, президентская чета едет смотреть! Милиция Крыма объявила готовность номер один, донецкого Чиполлино нашли на берегу в шалаше, на переговоры с ним вышли донецкие педагоги. Конфуза не произошло, президент остался доволен концертом, репутации неблагодарного ребенка удалось избежать. А что вынудило подростка удариться в бега, знает только Наташа, но она свято хранит его тайны.
После яркого успеха на Евровидении на Жерлина посыпались приглашения из других стран. "Его феерическая улыбка никого не оставляет равнодушным, - написала популярная амстердамская газета. - Впечатление не испортила даже досадная техническая заминка, когда конкурсанту не подали вовремя музыку. Жерлин не растерялся, а грациозно раскланялся, сумев покорить зал бьющей через край энергетикой". Не только талант, но и удивительное обаяние сделали юного танцора членом звездной семьи художественного руководителя Донецкого театра оперы и балета, заслуженного артиста Украины Вадима Писарева, другом его сына Андрея, тоже успевшего отличиться на европейской сцене. И даже несравненная Анастасия Волочкова, увидев выступление Жерлина на традиционном для Донецка фестивале "Мировые звезды балета", захотела сфотографироваться с 13-летним коллегой, - чтобы три года спустя позвонить и поздравить его с успехом в Европе.
- Ты счастливый человек или не очень?- спросила я Жерлина в перерыве между занятиями в прочерченном солнцем балетном классе. Стояли последние дни щедрого лета, его ровесники загорали и купались в море, сидели в кафе, развлекались на дискотеках.
- Конечно, - ответил он, промокая платочком пот. - Ведь у меня есть балет!
- А о чем ты думал на конкурсе в Амстердаме?
- Что хочу победить. И еще - может, папа жив и увидит меня по телевизору?..
А я вспомнила слова Раисы Витальевны, что главное в жизни "летающего мальчика" (так окрестили Жерлина европейские журналисты) уже случилось: он нашел себя. Подождем, когда крылья окрепнут.