АКАДЕМИК ИЗ ГЛУБИНКИ

Впервые за 150 лет после Евграфа Тюрина, архитектора и живописца, оставившего память о себе в Москве, двое вологодских художников - Владимир Корбаков и Валерий Страхов стали академиками Российской академии художеств. Это событие - признание высокого уровня вологодской школы живописи. Когда я пришел в мастерскую к новоиспеченному академику Валерию Страхову, творчество которого давно знаю, нашелся дополнительный повод к разговору: хозяин мастерской отбирал картины для вернисажа в Кисловодске.

Мастеров кисти на Севере всегда хватало. Испытание временем выдержали далеко не все. До нас дошло лишь несколько имен из тех, кто был когда-то кумирами публики: Васнецов, Вахрушев, Беклешов... Каждый так или иначе был связан с Академией художеств. Ну и, конечно, Василий Верещагин - независимый, неожиданный, самобытный. От лестного звания академика Василий Васильевич в свое время отказался - у него были свои соображения на сей счет и сложные отношения с Академией художеств... С той поры академика кисти на вологодской земле не было. То, что их появилось сразу двое, - совсем не случайность. Это реализованная эстетическая энергия, накопленная несколькими поколениями художников.
Валерий Страхов, как и Василий Верещагин, родился в Череповце, - может, поэтому решил продолжить реалистические традиции великого земляка, что блестяще и сделал, когда развернулся в полную силу. А до того посещал изостудию в Череповце, был рабочим на сталепрокатном заводе, студентом Суриковского художественного училища. И рисовал, рисовал... Я встречал его с мальбертом в мороз, в зной, в осеннее ненастье где-нибудь у излуки реки, на холме, откуда виден древний город... Вехой творчества он считает недавнюю выставку в Центральном Доме художника, посвященную 2000-летию христианства.
- В день ее открытия даже в раздевалках мест не хватило, а потом выстроились очереди. Что-то небывалое для нашего времени, - вспоминает Валерий Николаевич. - Тон выставке задали работы старых мастеров - Нестерова, Корина, Пластова, Герасимова. А поддержали высокий настрой картины уже современных столпов русского изобразительного искусства - Валентина Сидорова, Сергея и Алексея Ткачевых, Гелия Коржева, Юрия Кугача... Было много картин молодых талантливых живописцев.
- А какие работы вы представили на эту выставку?
- Владимира Корбакова и меня пригласили участвовать вне конкурса. Я отобрал шесть работ и, честно признаюсь, не думал, что все они попадут в экспозицию. Выставка серьезная, как бы итоговая за 40 лет существования Союза художников, участие в ней даже одной работы можно считать большим успехом. Я упомяну полотно "Вологда", над ним я работал 10 лет. Предполагаю, что именно эта работа повлияла на избрание меня в Академию художеств, которое прошло по итогам выставки. Впервые из провинции были избраны двое. Любопытно, что Владимир Корбаков и я учились у одного мастера - Виктора Григорьевича Цыплакова. К слову, на выставке были представлены десять малоизвестных работ нашего учителя...
Молодой академик уверен, что традиции русской художественной живописи живы. И, несмотря на трудности, на Вологодчине их продолжают замечательный график Владимир Паскин, художник Юрий Волков и другие мастера. И вот новое событие. В Кисловодск, в залы Дома-музея художника Николая Ярошенко, прибудут картины самых известных на Севере художников - Владимира Ветрогонского, Владимира Пименова, Владислава Сергеева и Валерия Страхова. И как знать, может, с этой необычной выставки начнется дружба мастеров кисти севера и юга...