Цивилизованный мир адекватно отреагировал на новую угрозу – ДТП с участием водителей электросамокатов
В центре Петербурга на пересечении улиц Маяковского и Жуковского молодую женщину на электросамокате посреди проезжей части переехал грузовик. Пострадавшая госпитализирована в крайне тяжелом состоянии.
Момент столкновения попал на видеокамеры. Там ясно видно, как лихая наездница на самокате маневрирует между рядами в опасной близости от машин, потом вдруг теряет равновесие, падает — и ее тут же сбивает фургон, а затем переезжает задними колесами.
Ужасное видео горячо обсуждают в городе, но добавить что-то к тому, что давно сказано, трудно. Сколько можно толочь воду в ступе? Остается только руками развести: куда же ты, милая, на проезжую часть? Но ведь и среди пешеходов на узких тротуарах самокатчикам делать тоже нечего. Каждый день лихачи сбивают людей.
Вот краткие отчеты в Сети из последних. «Три дня назад на Туристской, 38 электросамокатчик сбил девочку лет десяти. Я побежала к ней, а виновник происшествия даже не остановился. Слава богу, девчонка не получила тяжелых травм, только испугалась сильно...»
«То же самое видела на улице Дыбенко. Самокатчик наехал на женщину по касательной. Так он, едва притормозив, еще и обругал ее: мол, чего ты тут ползаешь, мешаешь людям ездить! Полная безнаказанность. Любой придурок на колесах может создавать на тротуаре опасные ситуации — и ему ничего не будет».
Таковы характерные отзывы жителей города на Неве, где, кажется, все сделано, чтобы подвергать риску, калечить людей. Впрочем, Петербург не исключение. Полиция Омска разбирается в дорожном конфликте. Там разбушевавшийся водитель электросамоката бросил своего железного «коня» в лобовое стекло ехавшего навстречу такси. А потом еще стал пинать кузов машины. Ущерб потянул на 90 тысяч рублей.
Недавно Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ явил статистику ДТП со средствами индивидуальной мобильности — СИМ (электросамокаты, сегвеи и моноколеса). Так вот, за полгода в стране произошло 1040 аварий с участием СИМ. Рост — под 200% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В этих ДТП погибли 12 человек, в том числе ребенок. Ранения получили 1082 человека, из которых 432 — дети. Лидерами аварийной статистики стали Москва (238 ДТП), Пермский край, Тюменская область и Петербург. В половине происшествий средства индивидуальной мобильности принадлежали физическим лицам, в другой половине участвовали СИМ кикшеринговых сервисов.
Аварийность с участием самокатов, понятно, носит сезонный характер. Рост числа происшествий резко ускоряется в апреле, когда начинается активное использование СИМ, подчеркивают в МВД. Но в полиции только фиксируют ухудшение показателей со смертностью и аварийностью из-за бездумного вторжения самокатов, моноколес и прочих электроскутеров на мостовые и тротуары городов. А что делать-то со всем этим?
В Госдуме неспешно продвигается законопроект о том, что, возможно, в светлом будущем начнут штрафовать за вождение электросамокатов в нетрезвом виде, за превышение скорости при вождении велосипедов, электросамокатов и прочих СИМ. Депутатам не приходит в голову, что они вообще-то ответственны перед той самой дамой, которую переехал грузовик в центре Петербурга. Это в их каденцию ничего не сделано для того, чтобы прекратить подобные катастрофы на наших улицах.
Хотя цивилизованный мир уже адекватно отреагировал на новую угрозу. Многие европейские города заметно ужесточили правила пользования электросамокатами или вовсе отказались от сервисов по их аренде. В Мадриде резко ограничена возможность аренды самокатов еще в 2018 году, в Копенгагене и Монреале эта практика совсем прекращена.
Войну электросамокатам объявил Париж, где их уличный прокат решено прикрыть с 1 сентября. Между прочим, такое решение принято по результатам общегородского референдума, где большинство парижан проголосовали против сомнительной услуги. По данным Le Figaro, в 2022 году в Париже в инцидентах с участием самокатов пострадали 456 человек, трое погибли. Главными причинами травм называют отсутствие касок у любителей опасного вождения, лавирующих в потоке машин или разгоняющихся на пешеходных дорожках до крейсерской скорости в 30 км в час. Критики кикшеринга также отмечали, что арендаторы электросамокатов часто бессистемно паркуют их, загромождая тротуары, парки и скверы. В результате острых дискуссий парижская мэрия решила не продлевать контракты с компаниями сервиса аренды электросамокатов.
Нам же, похоже, остается только ждать, когда какой-нибудь известный, популярный человек из числа лидеров общественного мнения въедет на самокате в какую-нибудь особо важную персону — да еще с серьезными последствиями. Тогда, может, сразу оживятся правоохранители, чиновники и депутаты.
Ну а как еще до властей достучаться? Ведь никакие референдумы с принятием важных решений нам не грозят, потому и остается взывать к сильным мира сего: приделайте хоть какую-нибудь трещотку, хоть какой-то источник звука к этим опасным бесшумным «средствам индивидуальной мобильности». Пока хоть так. И будем ждать «особо важного наезда»...