В Министерстве культуры намерены взять «Золотую маску» под жесткий государственный контроль
Появились сообщения о готовящихся серьезных изменениях в структуре и направленности главной отечественной театральной премии «Золотая маска». Ну и в какую сторону предлагается двинуть театральный процесс: к разнообразию тем, жанров, высказываемых мыслей — или, напротив, к сужению всех и всяческих рамок? Судя по утечкам из документа, речь идет как раз о втором варианте.
«Золотая маска», учрежденная совместно Союзом театральных деятелей и Министерством культуры РФ, существует без малого 30 лет. У ее истоков стоял тогдашний председатель СТД Михаил Ульянов, позднее передавший полномочия Александру Калягину, сохраняющему их и поныне. Говорю это, чтобы дать представление о профессиональном и человеческом уровне тех, кто задал тон делу.
Разумеется, за три десятилетия в адрес «Маски» звучало немало критики, подчас справедливой. И за близорукость к тому, что происходило за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. И за увлечения экспериментальными выплесками — в ущерб достижениям академических театров. И все же при всем обилии прочих смотров и премий до сих пор нет у нас более универсального инструмента, позволяющего обозреть все наиболее яркое, что создается театральными коллективами страны, и поддержать тех, кто в этом нуждается.
Взять недавний, 2023 года, смотр. В нем представили работы свыше полусотни театров от Петрозаводска до Южно-Сахалинска. Москва и Санкт-Петербург, разумеется, не были обижены, но это два десятка спектаклей, а все остальное, почти две трети — сценические работы из Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Тюмени, Новокузнецка... А уровень! «Война и мир» Вахтанговского, «Материнское сердце» БДТ, «Катарина, или Дочь разбойника» (на минуточку — мировая премьера вновь открытого, считавшегося утерянным трехактного классического балета) Красноярской оперы...
И вот сегодня предполагается... нет, не расширять масштаб фестиваля и даже не поддерживать его нынешний уровень, а сократить число номинаций. Например, убрать ту, что отмечает лучшую работу режиссера. Вы представляете себе театр без режиссера? Актеры не представляют. А потому Марьяна Спивак, получая награду за спектакль «Р» в «Сатириконе», благодарила режиссера Юрия Бутусова, которого нет сегодня в стране. Участница упомянутого «Материнского сердца» Нина Усатова — Андрея Могучего, не уехавшего, но смещенного Минкультом со своего многолетнего поста худрука БДТ. Ну и зачем начальству этот геморрой с чествованием тех, «кто не с нами»?
Уберут и номинации «Драматический спектакль малой формы», «Современный танец», «Эксперимент». Отчего — тоже нетрудно догадаться. Именно в этих не академических, а близких к студийным жанрах легче пробивается «крамола» о реальной жизни людей. И даром что премии или хотя бы номинации на «Маску» театров, подобных Мотыгинскому или Лесосибирскому в глуби Красноярского края, обращают на них внимание властей и спонсоров, дают шанс продолжать работать для своего зрителя. Есть театр — есть проблема, нет театра — нет проблемы.
Более того, предполагается упразднить и награды для лучших драматургов. И в самом деле, кто у нас пьесы пишет? Михаил Дурненков, на которого заведено дело «о дискредитации», Иван Вырыпаев, объявленный МВД в розыск за «фейки». Вот так выдвинешь какого-нибудь сочинителя, а завтра его объявят иноагентом или нежелательным.
Ожидаются и перемены в аппарате «Маски». Так, жюри и экспертные советы теперь будут формироваться исключительно самим СТД, утверждаться назначаемым им гендиректором «Маски» и согласовываться с Минкультом. Творческие гильдии, профессиональные ассоциации, раньше также выдвигавшие своих представителей, лишаются этого права. Кстати, и ваш покорный слуга, в свое время направленный в экспертный совет Ассоциацией музыкальных критиков, по новым правилам потеряет возможность своей цеховой ограниченностью сбивать со столбовой дороги главный отечественный театральный фестиваль.
А кроме шуток, посмотрите, какое важное государственное значение придается у нас сейчас театру. Евгения Пригожина за попытку марша на Москву во главе вооруженного десятитысячного контингента... тихо отпустили на свободу, зато режиссера Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук за спектакль «Финист — ясный сокол» уже три месяца держат в СИЗО. Якобы он оправдывает международный терроризм. Хотя когда постановку в 2022-м награждала «Золотая маска», говорили совсем о другом — о внимании к судьбам русских женщин, которых обманом выдали замуж за международных террористов...
А может быть, в том и дело, что сейчас сама «Золотая маска» попала под подозрение, и надо бы ее как-нибудь покруче реформировать?
Впрочем, не будем торопить события. Пока речь только о проекте документа, который должен пройти обсуждение на секретариате СТД в октябре. Что там решат — кто знает. Да и останется ли у власти нынешний председатель театрального союза, стало быть автоматом президент «Маски» Александр Калягин, которому в мае исполнился 81 год? А если театральная власть сменится, то удержится ли на своем посту гендиректор премии Мария Ревякина? Но общая линия понятна. Бдительнее надо быть!