Что будет с деньгами, вложенными в ФРС США?
Отношения с Америкой — хуже некуда, а ведь в бумаги ФРС Россия вложила 109 млрд долларов. Что будет с этими денежками?
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— Если Москва оперативно заберет эти деньги, то проблем не будет. Но с нашими кадрами в правительстве такой сценарий маловероятен. Влиятельные фигуры во власти, видимо, идентифицируют себя с гражданами США и считают, что деньги должны служить не российскому народу, а глобальным монополиям.
Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ
— В законе о санкциях нет ни слова об этих деньгах. Все стороны молчат. Но, извините, а где еще размещать резервы? Нравится нам или нет, но главная резервная валюта — доллар. Юань? Он не имеет свободной конвертации.
Константин Бабкин, совладелец «Ростсельмаша», глава ассоциации «Росспецмаш»
-Тут все решится в закулисных переговорах. Не удивлюсь, если денег мы так и не увидим. Немцы до сих пор не могут вернуть золотовалютный резерв, который оказался в Штатах в 50-60-е годы. Ливийские деньги тоже в страну так и не вернулись. Вообще странное решение — хранить резервы в США. По уму следует вкладывать в экономику России.
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Само по себе вложение денег в бумаги не особо дружественных стран — глупость или предательство. Но у нашего экономического блока нет комплексов по этому поводу. Задолго до санкций Кремль вывел существенную часть финансов за кордон и продолжает это делать. Если элита не планирует развивать страну, она тратится на ценные бумаги крепкого развитого государства. Все закономерно.
Никита Масленников, руководитель направления «Экономика и финансы» ИСР
— Санкции санкциями, но надёжный финансовый инструмент никто не отменял. Когда выгодно, мы покупаем или продаём активы. Тут решает рынок. Покупка ценных бумаг отчасти стабилизирует инфляцию и приносит некоторый гарантированный доход. В декабре ФРС повысит базовую ставку.
Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН
— В обозримом будущем ничего не случится. Однако в новом законе о санкциях впервые говорится об ограничениях в области суверенного долга, предусмотрен спецотчёт о потенциальном эффекте санкций. Скорее всего, речь о вероятном запрете для резидентов США вкладываться в российские ценные бумаги. Тут могут быть риски, поскольку существует практика замораживания активов стран, с которыми есть конфликт. Настораживает и само заглавие билля: «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Словом, в случае значимого роста напряжённости между Россией и США сценарий заморозки наших финансов выглядит вероятным. Банк России должен обратить внимание на управление рисками и, возможно, сократить вложения в облигации Штатов, поскольку в этом году вложения ощутимо росли.