После апрельского теракта несколько станций метро Санкт-Петербурга перешли на тотальный досмотр всех пассажиров, что привело к часовым очередям у входов в подземку и справедливому народному негодованию. Неужели обеспечить безопасные подземные пассажирские перевозки невозможно?
Эксперимент по тотальному досмотру пассажиров метро Санкт-Петербурга с середины весны проходил на четырех наименее загруженных станциях: «Электросила», «Крестовский остров», «Нижегородская» и «Спасская». Точнее, это был даже не эксперимент, а попытка буквального исполнения новой редакции закона о безопасности на транспорте, согласно которому любой человек, перед тем как попасть на станцию метро, должен пройти через рамку металлоискателя. А при ее срабатывании — отправиться на дополнительный досмотр ручным сканером и рентгеновское исследование багажа. Такой порядок давно действует во всех аэропортах и уже никого не удивляет, однако применительно к метрополитену система оказалась нежизнеспособна.
Звенели все! У каждого пассажира метро в карманах оказывались либо ключи, либо мелочь, либо мобильные телефоны. А чаще — все вместе взятое. Рамки металлоискателей срабатывали в девяти случаях из десяти, соответственно, подавляющее большинство людей перенаправлялись на личный досмотр.
Все это привело к тому, что у входов на станции выстраивались огромные очереди, в которых по утрам легко можно было потерять от получаса до часа. Некоторые находчивые сограждане в какой-то момент вспомнили времена позднего СССР с его борьбой населения за дефицит и... стали продавать места поближе к входу в вестибюли. Однако настоящая проблема не в этом. С точки зрения общественной безопасности это был самый настоящий провал. Ведь террористу непринципиально, где именно производить подрыв — в самом метро или перед его входом. Его в первую очередь интересуют места скопления людей, там, где психологический эффект от преступления окажется максимальным. И с этой точки зрения толпа народа у входа в метро — место почти идеальное...
Тем временем эксперты подсчитали, что в случае расширения эксперимента с четырех станций на весь метрополитен питерская подземка может всего за одну неделю потерять до половины пассажиров.
По той простой причине, что они элементарно не смогут в разумные сроки спуститься под землю и уехать. Куда подадутся эти люди? Кто-то попробует добраться по своим делам на наземном общественном транспорте, кто-то — на личном, но в любом случае такое резкое перераспределение пассажиропотоков приведет к тому, что город окончательно встанет в 10-балльных пробках.
В общем, руководству питерской подземки хватило смелости написать в Смольный и Минтранс о том, что эксперимент доказал: выполнение требований последней редакции закона о безопасности на транспорте в Санкт-Петербурге невозможно. К документу была приложена статис-тика снижения пассажиропотока, закрытий вестибюлей станций, жалобы пассажиров: Скорее всего, нормативная база в отношении безопасности пассажирских перевозок подземным транспортом претерпит теперь определенные изменения, и это, наверное, хорошо. А вот тот факт, что ради этого десяткам тысяч людей пришлось ежедневно терпеть издевательства, просто чудовищен. Еще было бы неплохо узнать, чем думали авторы «сырой» редакции закона, даже не проведя ее предварительное тестирование. В очередной раз «хотели как лучше»?
Получается, что обеспечить безопасность подземных пассажирских перевозок невозможно? А вот и нет. Эксперты говорят о том, что цель достижима. Вопрос в используемых средствах. Вполне адекватной альтернативой тотальному досмотру пассажиров могут стать развитие системы видеонаблюдения с автоматическим анализом картинки, выборочный досмотр пассажиров с багажом, более широкое использование служебных собак, специализирующихся на поиске взрывчатых веществ, а также высокоточной аппаратуры, служащей той же цели. Тотальный контроль тоже имеет право на жизнь, но лишь при обеспечении безопасности вентиляционных шахт метрополитена, а также служебных и технических входов в него.