Тема «горе от ума» снова в тренде. На российском медийном пространстве то и дело всплывают и бурно обсуждаются цифры и факты, которым невозможно найти разумного объяснения. Хотя, пожалуй, иногда это и к лучшему.
Реальные доходы россиян падают почти три года, но это не делает их несчастными, уверяет нас близкий к Кремлю ВЦИОМ. Согласно опросам социологов, те же три года уровень счастья в стране держится на стабильно высоком уровне, а нынешней весной вышел на рекордные 85%. То есть в России нынче шестеро счастливчиков против одного несчастливого. Данные ВЦИОМа в целом совпадают с данными «Евробарометра» Российской академии госслужбы: там вычислили, что счастливыми себя в последние три года стабильно называют около 75% россиян.
Обе авторитетные организации объясняют такой парадокс тем, что для россиян «счастье не в деньгах» (согласно их уверениям, эту максиму любят повторять и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев). Здесь мнение российских социологов совпадает с выводами американских психологов, недавно объявивших о результатах проведенного «долгоиграющего эксперимента», доказавшего: для полного счастья россиянину нужно вчетверо меньше денег, чем гражданину США. Любопытно, что в период подведения итогов эксперимента примерно такая же разница в переводе на рубли оказалась в среднедушевых заработках американцев и россиян: 145 и 34 тысячи рублей в месяц соответственно.
В нашей стране тоже проводится похожий эксперимент: с нынешнего года заработки депутатов Государственной думы в 20 раз превысили среднероссийский месячный заработок, а пенсии народных избранников в старости будут в 7-8 раз больше, чем у тех, кто не заседает в Госдуме.
Насколько счастливее стали слуги народа, чем их хозяева, науке пока неизвестно. Но петербургскому юристу Юрию Качану такое перераспределение пенсионных денег (на зарплаты он не посягал) показалось несправедливым. Он обратился с вопросом в правительство — получил ответ из Минтруда: парламентарии вынуждены жить под ограничениями и раскрывать личные данные, то есть публиковать декларации. То есть министерство утверждает, что народные избранники получают «доплату за риск быть ограбленными». Но от такого «риска» не отказались бы и многие другие россияне — особенно те, кто уже пострадал от квартирных воров (в 2016 году в стране было зарегистрировано 68,8 тысячи квартирных краж).
Депутат Госдумы Евгений Федоров объясняет еще оригинальнее: «Я думаю, что такие пенсии у всех людей, у кого соответствующие оклады, то есть если у вас оклад, допустим, миллион, то и пенсия у вас будет каким-то образом связана с окладом, пропорциональна окладу и так далее. У депутатов достаточно высокие оклады, и, соответственно, они отражаются в пенсиях. Пенсия пропорциональна окладам, то есть доходам. Если у вас доход 10 млн, то у вас и, соответственно, пенсия будет измеряться в миллионах...»
Но вот тут мы должны огорчить депутата: не будет у рядового российского мультимиллионера (не депутата) пенсии в миллионах. Согласно российскому пенсионному законодательству, принятому Государственной думой и действующему с 2015 года, начисление трудовых пенсий идет с понижающим коэффициентом: чем больше зарплата, тем ниже коэффициент. Именно из-за этого в прошлом году средний объем страхового пенсионного пособия по старости составлял всего лишь 13 132 рубля.
Иное дело — пенсия депутата Госдумы. Согласно специальной статье того же законодательства, каждый слуга народа, просидевший в парламенте не менее пяти лет (одну каденцию), в старости получает кроме обычной пенсии депутатскую пенсионную надбавку в размере 55% от официального депутатского оклада (без премий). Просидевший на депутатской скамье 10 лет (две каденции) получает надбавку в размере 75% депутатского оклада.
Не знать этих особенностей начисления пенсий человеку, занимающему в Госдуме должность члена комитета по бюджету и налогам, да еще кандидату экономических наук просто как-то даже неприлично. Может быть, диссертация была у кого-то списана, в сам депутат Федоров занимает в парламенте чужое место?
Впрочем, шиковать на 800 тысяч рублей в месяц тоже должно быть стыдно. Но, похоже, такое чувство не всем знакомо.