ПРАВДИВАЯ ЛОЖЬ

Правительство Израиля расширяет зону боевых действий на юге Ливана. Это значит, что до прекращения огня и до переговоров, которыми заканчиваются все войны, еще далеко. Что думают об этом конфликте противоположные стороны? Редакция обратилась с вопросами к Аркади Мил-Ману, послу Израиля в России, и Али Эль-Арабу, известному ливанскому журналисту.

- В прошлом Израиль столь жестко не реагировал на захват заложников, ограничиваясь "точечными" ударами. Чем вызвана эта широкомасштабная операция на юге Ливана и в Палестине?
Аркади Мил-Ман:
- Когда я думаю, что моему шестилетнему сыну через 12 лет надо будет идти служить в армию, а проблема с "Хезболлой" и к тому времени не будет разрешена, мне становится не по себе. Сегодня израильские солдаты воюют за тех молодых граждан Израиля, которым не придется лежать в окопах и бояться, что они окажутся в руках террористов в качестве заложников. Я верю, что это будет армия, единственная цель которой - нести охрану государственной границы.
А пока мы ведем борьбу с террористами, цель которых - уничтожение государства Израиль. Мы должны доделать эту неприятную и опасную работу: разгромить боевиков организации "Хезболла", базирующихся на юге Ливана. В их распоряжении еще до начала войны оказалось 12 тысяч ракет разного радиуса действия. По Израилю на сегодняшний день выпущено более 2800 ракет. Часть ракет и пусковых установок мы разрушили, но в их распоряжении остается большой арсенал. Уничтожению подлежит также вся инфраструктура террористов - базы, склады, блиндажи, штабы, офисы.
В результате обстрелов и бомбардировок юга Ливана есть жертвы среди мирного населения. "Хезболла" выстроила свою систему защиты таким образом, чтобы окружить себя живым кольцом. Разведка обнаружила, что часть пусковых установок стоит в жилых домах. На верхних этажах зданий оборудуются квартиры для стрельбы из окон и с балконов.
Али Эль-Араб:
- Я только что вернулся из Ливана. Срочно помчался домой, когда узнал, что моя дочь поехала на каникулы к бабушке, которая живет в южном пригороде Бейрута, вблизи аэропорта. А там ведь бомбежки! Боже, что они пережили, мои родные! Бомбы падали рядом с их домом, гибли прохожие, не успевшие укрыться в бомбоубежище. Израильская авиация разрушила дома, сожгла мосты, буквально расчленила страну надвое. Заявлять о том, что боевики "Хезболлы" прячут ракетные установки в жилом секторе Бейрута и поэтому, мол, так много жертв среди мирного населения, - это высшая степень цинизма. Боевики "Хезболлы" - ливанцы, это их дома, их родственники живут там. Разве могут они сделать мишенью своих детей?!
Надо признать, что вооруженная акция Израиля на юге Ливана была большой неожиданностью для всех участников конфликта, в том числе для руководства "Хезболлы". Перед боевиками стояла простая задача: захват израильских военнослужащих для дальнейшего обмена на ливанцев, долгие годы незаконно находящихся в тюрьмах Израиля. Кстати, среди них нет ни одного сторонника "Хезболлы". По моим сведениям, некий Самед ждет в израильской тюрьме суда с 1979 года. И вдруг - настоящая война, целью которой якобы стало освобождение израильских заложников.
Сейчас у власти в Тель-Авиве находится правительство, ни один из членов которого никогда не носил военной формы. Возможно, что и этот фактор сослужил израильской армии плохую службу - непродуманные приказы, непредвиденные последствия. А потом понеслась - раз уж "заваруха" началась, надо пожинать политические плоды. Из заявлений премьера Ольмерта человечество узнало, что Израиль, оказывается, "ведет на юге Ливана борьбу с террористами, угрожающими всему миру".
"Хезболла" - это политическая сила в Ливане. Во время оккупации территории страны сторонники этой организации с оружием в руках отстаивали независимость Ливана. При этом "Хезболла" никогда не участвовала в организации и проведении терактов на территории Израиля, стран Евросоюза, России или США.
- Сегодня, по существу, разрушены многолетние усилия мирового сообщества по урегулированию в регионе. Что делать?
Аркади Мил-Ман:
- Продолжать вести бескомпромиссную войну с террором и параллельно искать партнеров среди палестинцев, ливанцев и сирийцев, которые, как и мы, израильтяне, превыше всего ставят человеческую жизнь, - вот наша задача. Среди палестинцев много нормальных, адекватных людей. Они прекрасно понимают, что несоблюдение мирных договоренностей с Израилем, война, терроризм, разруха и нищета ведут в тупик. Тот же Махмуд Аббас, глава Палестинской автономии, многие годы сопротивлялся террористической деятельности, которую вел Арафат. Этот палестинский политик не мыслит категориями террора. Он хочет жить, как все люди, - в мире. К сожалению, выборы показали, что не все палестинцы разделяют его убеждения. Но мы не должны поддаваться на провокации.
Али Эль-Араб:
- Представляя свой кабинет в кнессете, премьер Эхуд Ольмерт заявил, что к 2010 году Израиль в одностороннем порядке окончательно установит свои границы. Это значит, что все доныне существовавшие договоренности - перечеркнуты, и развязанная война - лишнее тому доказательство.
Будут и бои, и перемирие, и обмен пленными. Но вот США, которых объявили гарантом мира на Ближнем Востоке, - они сегодня ставят политические задачи военной операции Израиля на юге Ливана. Вывод простой: мирный процесс в регионе приказал долго жить.
- Израиль обвиняет Сирию и Иран в развязывании войны на ливанской границе. Что вы об этом думаете?
Аркади Мил-Ман:
- Дамаск и Тегеран финансируют террористов в Ливане. Иранские советники инструктируют "Хезболлу", отряды которой расквартированы на юге Ливана. "Карта" ракетных ударов по Израилю - их рук дело. На параде в Тегеране демонстрируют ракеты, на которых написано "Смерть сионистскому образованию". "Хезболла" не скрывает своих "братских отношений" с Сирией и Ираном. Для многих это, видите ли, не аргумент. Так что прикажете: сидеть сложа руки и ждать, когда твоего сына возьмут в заложники или взорвут твой дом?
Али Эль-Араб:
- Любая политическая организация вправе иметь внешние связи. "Хезболла" - не исключение. Так исторически сложилось, что она имеет контакты с Сирией и Ираном. Ведь никто не упрекает Израиль в том, что он взаимодействует с США.
По моим сведениям, иранских военных советников в "Хезболле" нет. Хотя, возможно, сами боевики проходили подготовку в Сирии и Иране. Доказательств того, что сирийцы впрямую поставляют оружие "Хезболле", не существует.
- Некоторые эксперты считают, что США не сумеют восстановить мир на Ближнем Востоке и решающее слово будет за Россией - с учетом ее активного сотрудничества с Сирией и Ираном?
Аркади Мил-Ман:
- Израиль относится к России как к сверхдержаве. Мы никогда не списывали Россию со счетов. Без сомнения, ее политический потенциал должен быть задействован в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке. Мы приветствуем любые усилия государств, которые пытаются вывести ситуацию из тупика. Тем более усилия и возможности России в арабском мире, а также в глобальной политике велики.
Я не согласен с утверждением, что американцы исчерпали свои возможности. Просто ситуация, в которой мы находимся, - очень сложная. Трудно предложить какой-то вариант, который единогласно примут все стороны, и сразу будет найден выход. Сейчас большое число посредников нецелесообразно. Многие хотят помочь, но мало кто может реально повлиять на ситуацию. Может быть, потому, что не у всех есть такие рычаги влияния, как у России.
Али Эль-Араб:
- Россия вместе с Евросоюзом и ООН прилагают колоссальные усилия для окончания боевых действий. Но правят бал сегодня Соединенные Штаты.