"ОКНА В МИР" В КИТАЙСКОЙ СТЕНЕ

Крупный южнокитайский город Шэньчжэнь, что вплотную прилегает к Гонконгу, словно соревнуется с соседом по количеству современных автобанов и небоскребов, где расположены офисы местных и иностранных компаний. Трудно даже представить, что четверть века назад на этом месте был лишь небольшой рыболовецкий поселок.

"Детище политики открытости внешнему миру", как сегодня именуют Шэньчжэнь, стал одной из четырех специальных экономических зон (другие три - Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь), созданных решением ВСНП (китайского парламента) во второй половине 1980 года. В 1988 году к этому квартету присоединилась пятая СЭЗ - остров-провинция Хайнань, а спустя еще два года статус "особой зоны" приобрел Пудун - один из районов Шанхая. Всего же в КНР созданы 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ.
Единого закона по спецэкономзонам в Китае нет, но утверждено на сей счет более трех десятков законодательных и нормативных актов. Высшим органом административного управления спецэкономзонами выступала канцелярия Госсовета (правительства) по делам СЭЗ, разрабатывавшая основные политические установки и контролировавшая их выполнение.
Китайские спецэкономзоны сыграли едва ли не ключевую роль в переводе экономики КНР на рельсы открытости внешнему миру. На заре реформ они стали настоящими пионерами в привлечении зарубежных инвестиций, передовой техники и технологий, распространении их на другие районы страны, в заимствовании передового опыта менеджмента, подготовки национальных кадров, предварительной "обкатки" многих мероприятий в рамках рыночных преобразований. Неудивительно, что на протяжении двух десятилетий СЭЗ удерживали бессменное лидерство по части количества предприятий с участием иностранного капитала, а также размера экспортной выручки и удельного веса во внешней торговле КНР.
Спецэкономзоны Китая добились значительных успехов на фоне внутренних районов Китая - здесь гораздо быстрее, чем в среднем по стране, повышался уровень жизни населения, эффективнее решались вопросы занятости и повышения квалификации кадров. По сути, СЭЗ стали уникальной по масштабам школой рыночного управления экономикой для всей страны. Они позволили Китаю, не отказываясь от основ планового хозяйства, приобрести бесценный опыт взаимодействия с мировой экономикой, перестроить организацию внешнеэкономической деятельности, фундаментально продвинуться в направлении реформы экономической системы.
Но по мере продвижения КНР к полнокровному рынку авангардная роль СЭЗ постепенно сходила на нет. Фактическую черту под славной историей создания, развития и функционирования китайских спецэкономзон подвело вступление Китая во Всемирную торговую организацию, одно из ключевых требований к членству в которой равенство условий торговли по всей территории страны. Льготному налоговому режиму (включая налоговые скидки на доходы предприятий, освобождение от таможенных пошлин на импортируемое оборудование и пр.) также пришел конец, поскольку это считается дискриминационным по отношению к другим иностранным предприятиям, действующим за пределами зон. К тому же многие законы и нормативные акты, регулирующие деятельность СЭЗ, противоречат положениям Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах.