Поход начался с неприятностей: Белое море, откуда начинался путь, оказалось забито льдами и научно-исследовательское судно "Михаил Сомов" не могло пробиться сквозь них несколько дней. Правда, потом специалисты наверстали упущенное из-за вынужденного простоя. Даже надоедливые белые медведи не могли помешать, хотя постоянно приходили к судну за подкормкой и просто из любопытства, а порой вытаскивали из пробуренных во льду лунок измерительные приборы. Непрошеных гостей, по словам руководителя экспедиции Юрия Гудошникова, приходилось отгонять вертолетами и ракетницами.
...В нашей стране накоплен большой объем информации об арктическом шельфе - его строении, границах распространения, природной, водной, ледовой среде. Нынешние же детальные изыскания связаны, прежде всего, с экономической оценкой планируемых нефтегазовых проектов. Ведь прежде чем начать работы на шельфе, нефтегазодобытчики должны знать, что их ожидает, к чему надо быть готовыми.
На долю России приходится самый большой по сравнению с другими странами участок арктического шельфа. Даже если учесть, что в геологическом отношении он недостаточно изучен (более 60 процентов территории пока не затронуто хозяйственной деятельностью), открытые здесь месторождения поражают своими гигантскими запасами. Среди них Приразломное и Штокмановское в Баренцевом море, Ленинградское, Харасавейское, Крузенштернское, Русановское в Карском, нефтегазоносные структуры в Печерском бассейне и Беринговом море. По предварительным данным, разведанные запасы оцениваются в 100 миллиардов тонн условного топлива. Хотя еще не изучены полезные ископаемые на основных площадях Карского и Восточно-Сибирского морей, "белым пятном" остается и море Лаптевых.
Согласно Энергетической стратегии страны к 2008-2010 годам добывающие компании должны начать освоение первых двух месторождений, расположенных в Баренцевом море, - нефтяного Приразломного и газоконденсатного Штокмановского.
Баренцево море - одно из самых сложных и неспокойных в Арктике. По словам доктора географических наук, заведующего лабораторией "Арктик-шельф" ААНИИ Геннадия Зубакина, девять месяцев в году большая часть его покрыта дрейфующими льдами, а в сентябре и октябре здесь бушуют штормы и "бродят" айсберги. Островов в Баренцевом море почти нет. Так что ледостойкая газодобывающая платформа, которая строится, станет чуть ли не единственным пятачком суши среди бескрайних водных и ледовых просторов. Насколько прочной она должна быть, чтобы выдержать напор льдов зимой и штормов летом? С какой силой будет давить лед на платформу? Какой тип конструкции лучше всего подойдет для работы на том или ином морском участке? На эти и другие вопросы и попытались ответить питерские ученые в ходе своей экспедиции.
- Распилка льда на дрейфующей льдине - один из способов определения его прочности, - поясняет руководитель экспедиции Юрий Гудошников. - Нам важно как можно полнее изучить физико-механические свойства льда и дать рекомендации проектировщикам, разрабатывающим промышленные конструкции для арктического шельфа.
В ходе экспедиции использовались различные методы исследования ледовых параметров. По количеству айсбергов Баренцево море уступает Карскому или Восточно-Сибирскому, однако и здесь появление огромных ледяных глыб на территории месторождений - явление обычное. Полярники называют их "щенками" ледников. Они появляются чаще всего в августе -сентябре, когда в Арктику приходит тепло. Мелкие отколовшиеся куски постепенно тают, а крупные начинают свой дрейф по морским просторам. Нередко они заплывают и на территории месторождений. В 2003 году, например, в районе Штокмана был зафиксирован айсберг массой 3,7 миллиона тонн.
- До этого мы считали, что предельная масса здешних ледяных монстров может доходить лишь до полутора миллионов тонн, - говорит Г. Зубакин. - Но оказалось, что бывают исключения.
Бороться с айсбергами смысла нет. Единственный выход - изменить направление их дрейфа, отбуксировав на безопасное расстояние.
Вообще-то транспортировка айсберга не такая уж редкость для северных государств, особенно Канады. Однако для России их опыт подходит лишь отчасти. Потому что у нас айсберги особенные - они зачастую оказываются вмерзшими в паковый лед и не всегда поддаются обколке. Так что транспортировать такую ледяную гору можно лишь вместе с ледяным полем.
Первая в России попытка транспортировать дрейфующую льдину была предпринята в 2004 году. Тогда "Михаил Сомов" отбуксировал двадцатитысячетонный айсберг из района исследований, задав ему иной курс. В нынешнем же году на буксир был взят ледяной гигант в 200 тысяч тонн, превосходивший массу судна в 10 раз. "Сначала мы его обкололи, так как он вмерз в лед, - рассказывает Ю. Гудошников. - Вручную обвязали прочными канатами и затем осторожно отбуксировали в заданном направлении. Ни одна страна до нас не проводила буксировку айсберга, вмерзшего в лед. Кроме того, в отличие от иностранных коллег мы параллельно с транспортировкой провели комплексное изучение айсберга, его физических параметров, скорости и направления течения".
Одной из самых сложных задач на сегодняшний день считается строительство газопровода, который намечено протянуть по дну Баренцева моря от добывающей платформы до берега. Его протяженность - 600 километров. Как это сооружение повлияет на морскую среду? Можно ли снизить его негативное воздействие на природу? Эти вопросы также изучают сотрудники Арктического и Антарктического института.
- Мы строим свои расчеты из того, что газоконденсат будет поступать из скважины в трубопровод с температурой плюс 55 градусов, - поясняет Г. Зубакин. - Примерно на 400-м километре она опустится до нуля, а спустя еще 100 километров - до минуса. И вот какая вырисовывается картина: с одной стороны, горячая газовая струя, которая мчится по трубе в ее начале, создает искусственный гидрофронт. Вода в море начинает циркулировать, стационарные течения меняют свои направления, и в результате образуется нетипичная ситуация для моря и его обитателей. А в конце трубы, куда газ пришел уже с минусовой температурой, создается некий "малый ледниковый период", и все, что жило в прибрежных водах и на берегу, вынуждено или погибнуть, или уйти в безопасную зону. Отсюда одна из задач проектировщиков: так подобрать материалы и конструкции (одеть трубу в теплозащитную рубашку), чтобы не нарушить хрупкое экологическое равновесие здешней природы.
Пора понять: нефть и газ, конечно же, добывать необходимо. Но не любой ценой.