Владимир Познер: Италия крупным планом

Телеведущий взял интервью у 15 знаменитых итальянцев

На Первом канале стартовал 10-серийный документальный фильм-путешествие «Их Италия», сделанный Владимиром Познером в партнерстве с Иваном Ургантом. Вот что рассказал «Труду» автор и ведущий нового цикла Владимир Познер.

— Очевидно, Италия потребовала иного подхода и взгляда, нежели страны, ставшие объектами ваших предыдущих фильмов-путешествий «Одноэтажная Америка» и «Тур де Франс»?

— Конечно, одно дело — Соединенные Штаты, где когда-то были Ильф и Петров, которые подсказали нам, как ехать. Во Франции тоже все было просто, потому что я по рождению француз: это моя страна, я очень многое про нее знаю. А вот Италия — совсем другое, ее я знал лишь как обычный турист. И тогда пришла в голову идея: взять интервью у 15 знаменитых итальянцев, причем всем задавать два вопроса: «Представьте себе, что я могу поехать только в одно-единственное место в Италии, — куда мне отправиться?» Все отвечали, что это невозможно, но в конце концов называли адрес.

Второй вопрос был таким: «Если бы я смог съесть только одно итальянское блюдо, то каким бы оно было и где его лучше всего готовят?» Я просил собеседников: не говорите «поезжай во Флоренцию или в Венецию», нам важно, куда именно в эти города! Один из самых известных итальянцев, кинорежиссер Франко Дзеффирелли сказал: «Поезжайте во Флоренцию, в Домский собор, заберитесь на крышу и в 9.30 утра, когда солнце появится, посмотрите в его сторону». И он был прав: действительно, невероятно красиво. И наши вопросы о еде попали в точку. Так, дизайнер Габбана, закрыв глаза, посоветовал: «В Палермо, на Сицилии, есть ресторан, где готовят пасту с сардинами так, что пальчики оближешь». Одной из самых волнующих была встреча с 91-летним Тонино Гуэррой, знаменитейшим итальянский сценаристом, который написал сценарии к фильмам Феллини и Антониони. Он все умел, его дом в деревне — это просто взрыв фантазии: картины, скульптуры, резьба по дереву — все дело его рук. Безумно жаль, что эта встреча с мастером была последней — в марте этого года он ушел из жизни.

— Какие открытия вы сделали для себя в области итальянкой кухни?

— Во-первых, в Италии все мужчины — и на севере, и на юге — умеют готовить, и вообще в домах готовка — чаще всего мужское дело. Есть даже несколько блюд, к которым женщин не подпускают. Во-вторых, их еда удивительно бесхит-ростна. Какой бы аристократ ни отвечал на мои вопросы (а там аристократов — как в Грузии князей), все называли очень простую в приготовлении пищу. Я пришел к мнению, что в Италии вообще нет того, что во Франции называется «от кюизин» (haute cuisine — высокая кухня). Но все равно потрясающе вкусно, я даже поправился на четыре килограмма. Потом их сбросил благодаря усилию воли и моему любимому большому теннису — я ведь по-прежнему трижды в неделю провожу интенсивные полуторачасовые тренировки (при том, что В.В. Познеру 78 лет).

— А итальянский язык не подучили?

— Я старался и даже преуспел в этом. В итальянском своя музыка. Достаточно вспомнить марки одежды — они звучат так, что это сразу подкупает.

— Итальянцы и в жизни такие же улыбчивые, как в их знаменитых комедиях?

— Улыбаются часто, но их улыбчивость и приветливость — лишь маска, а за ней очень сложная натура. Гениальность этого народа для меня, конечно, в его чувстве прекрасного. Французы очень гордятся своим пониманием красоты, но у итальянца — любого, даже крестьянина — оно абсолютное.