- Чем вас привлек сценарий?
- Пол Хаггис дал мне его прочитать, но мне пришлось отказаться от съемок в этом фильме, так как в то время я был занят в другом проекте. Но спустя какое-то время Пол опять попросил меня. Я подумал, что это не просто оригинальный сценарий, но и очень актуальный, и согласился.
- Когда произошла история, на основе которой был написан сценарий "В долине Эла"?
- В 2003 году. К сожалению, это не единственная история о солдатах, которые вернулись с иракской войны с посттравматическим стрессом, - как минимум еще десять подобных историй произошло в то время, когда Пол Хаггис и Марк Боал писали сценарий "Эла". По статистике Пентагона сотни солдат вернулись с войны со стрессовыми расстройствами, последствия которых трудно предсказать. Причем посттравматический стресс после иракской войны еще сильнее, чем после вьетнамской. Однако правительство не содействовало их социально-психологической реабилитации. И это позор для страны.
- Вы не боялись браться за роль ветерана вьетнамской войны Хэнка Дирфилда, чей сын вернулся с иракской войны, но не вернулся домой?
- Нет, я не испытывал никакого страха. Я всего лишь актер, тем более что "В долине Эла" очень трудно назвать антиамериканским фильмом. Люди открыто говорят в кафе и на улицах о том, что мы проиграли войну, чтобы там ни говорил Буш или Пентагон.
- Вы больше инстинктивный актер или предпочитаете копаться и размышлять над поведением своих персонажей?
- Я не думаю, что инстинкт имеет отношение к актерству. Это птицы летят на юг по инстинкту и собаки спариваются на улице.
- Как вам работалось с Шарлиз Терон, которая сыграла роль следователя и помогла вашему герою найти правду о сыне?
- Прекрасно: она умная, как черт, и очень красивая. Я получил большое удовольствие от общения с ней.
- Вам нравится режиссерский почерк Пола Хаггиса?
- Он просит делать слишком много проб одной и той же сцены для собственного успокоения. Я думаю, что это от происходит недостатка опыта, так как профессиональный актер должен быть готов все делать с первого раза. Вторая проба - это подстраховка. Третья - баловство. А на четвертой он начинает ошибаться.
- Можно ли использовать фильм "В долине Эла" как антивоенную пропаганду?
- В определенной степени можно. Среди множества вопросов об иракской войне есть один главный: "Как американцы дали себя вовлечь в эту мошенническую войну?"
- А у вас есть ответ на этот вопрос?
- В политическом мире я избиратель и больше никто. Если вы хотите узнать мои политические взгляды, то лучше всего посмотрите мои фильмы. Лично мне нравится "В долине Эла", потому что он не скрывает то, что происходит в сердцах людей.
- Вы снимаетесь почти 20 лет, но в Голливуде вас редко встретишь...
-- Я люблю кино, но я также люблю сельское хозяйство. Я живу на своем ранчо в маленьком городке, где нет кинотеатра. Я не думаю, что мои соседи смотрели мои новые фильмы. Они больше волнуются об урожае, чем о бокс-офисе.
- Кто управляет вашим хозяйством?
- Я сам управляю, но у меня есть помощники. Я не очень-то доверяю ковбоям - они неприязненно относятся к собственникам. Но мне очень уютно в Техасе - это мой дом.
- Что у вас впереди?
- Не знаю. Я то и дело ищу работу. Я купил права на киноверсию последнего романа Эрнеста Хемингуэя "Острова в океане". И мы вместе с Биллом Уиттлиффом написали сценарий и теперь полируем его. Надеюсь, что этот фильм вскоре обретет свою студию.
ДОСЬЕ
Томми Ли Джонс, Актер
Родился в Техасе 15 сентября 1946 года. Его мать была парикмахером, учителем и полицейским, а отец - нефтяником. Они дважды женились и разводились. Футбол, ставший убежищем Томми, распахнул перед ним Гарвард. Закончив университет, он перебрался в Нью-Йорк, а первую роль на сцене Бродвея получил практически сразу - через 10 дней после приезда в мегаполис. В 1991 году Томми сыграл Клея Шоу в фильме "Дж. Ф.К." Оливера Стоуна и был номинирован на "Оскар". Следующие фильмы с его участием были блокбастерами. Джонс снялся в двух фильмах Эндрю Дэвиса - "В осаде" и "Беглеце", принесшем актеру "Оскар" и "Золотой Глобус" за роль второго плана. В 1994 году сыграл в трех фильмах. Это были "Подрывники" Стивена Хопкинса, "Клиент" Джоэла Шумахера и "Прирожденные убийцы" Оливера Стоуна. В 1995 году снялся в боевике "Бэтмен навсегда" Джоэла Шумахера, а в 1997-м - в блокбастере Барри Зонненфельда "Люди в черном". В 2002-м Джонс сыграл в фильме "Люди в черном-2", а в прошлом году - в оскароносной ленте "Старикам здесь не место". Последние семь лет Джонс живет со своей третьей женой Даун (она моложе его на 22 года) на ранчо неподалеку от города Сан-Саба, где он разводит крупный рогатый скот и лошадей для игры в поло.