ПЛАТО СО СЛЕДАМИ ЗУБОВ

Описания судебных баталий, разыгравшихся между чиновниками и экологами за последние годы, могли

Описания судебных баталий, разыгравшихся между чиновниками и экологами за последние годы, могли бы составить десятки детективных томов. При этом все понимают, что спорная территория поистине уникальна. Это дно древнего океана с грандиозными подводными хребтами и коралловыми рифами, в незапамятные времена вздыбленными на высоту двух с лишним тысяч метров над уровнем моря. По разнообразию редких биологических видов Лагонаки Фишт-Оштенский горный массив в целом - самые ценные территории Кавказского заповедника. Здесь соседствуют растения севера и юга - хвойные леса и рододендрон, - что более нигде не встречается на планете. Археологи до сих пор находят кости слонов-трогонтериев и страусов. Большая часть местных растений относится к реликтовым и эндемичным, то есть встречающимся только здесь. Ученые считают именно этот горный район одним из наиболее ценных памятников природы не только Кавказа, но и всей Евразии.
- Недавно стало известно, что абсолютно незаконно оформлены документы межевания земель на территории плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива, - рассказал корреспонденту "Труда" сотрудник общественной организации "Экологическая вахта Северного Кавказа" Андрей Рудомаха.- От Кавказского биосферного заповедника оттяпали более 10 тысяч гектаров. Среди отторгаемых территорий на северной части плато Лагонаки - массив горы Мессо, хребет Нагой-Чук, урочище Мурзикал, гора Абадзеш, истоки реки Курджипс, а также отдельный участок на Фишт-Оштенском массиве - на склонах гор Оштен и Гузерипль. Заповеднику остались 6,5 тысячи гектаров. В одном из наиболее ценных урочищ заповедника, согласно подготовленному межеванию, хотят заложить 100-метровый разрыв под автомобильную дорогу. В качестве основания для межевания указано решение арбитражного суда Республики Адыгея, согласно которому местные власти должны были лишь убрать препоны, которые чинились при утверждении точных границ Кавказского заповедника на плато Лагонаки. Вместо этого чиновники подготовили землеустроительное дело, отторгающее заповедные земли.
Поражает, что отрезать кусок земель заповедника пытаются даже без согласования с его руководством. Должностные лица и организации не просто исказили суть документов, как это было с постановлением арбитражного суда, а пошли на прямой подлог. В качестве согласия администрации заповедника на передел территории в материалах дела фигурирует "Соглашение об уточнении границ Кавказского заповедника" от 25 февраля 2004 года. Это соглашение, в котором представители руководства заповедника действительно выразили согласие с тем, чтобы вывести часть плато Лагонаки из состава заповедника, было принято под жестким давлением, а фактически - по указанию тогдашнего министра природных ресурсов Виталия Артюхова. Вскоре министр был отстранен от должности, и директор Кавказского заповедника официально признал недействительными и аннулировал подписанные договоренности, о чем и сообщил в письме министру экономического развития Адыгеи. Однако местные чиновники продолжали на основании утратившего юридическую силу документа принимать решения, составлять, согласовывать и утверждать документацию об отторжении большей части плато Лагонаки от биосферного заповедника.
В настоящее время материалы дела направлены на согласование в Минприроды. По нашим данным, федеральные власти не согласны с попыткой отторжения от заповедника плато Лагонаки. Да и было бы странно, если бы ведомство, ответственное за соблюдение Россией Конвенции об охране культурного и природного наследия, поддержало такие действия. Ибо после отторжения плато от заповедника немедленно начнется хозяйственное освоение и застройка уникальных земель, которое приведет к деградации и гибели флоры и фауны.
Однако если вспомнить действия бывшего министра природных ресурсов, то приходится признать, что в России, к сожалению, все возможно. Так что в судьбе плато Лагонаки и заповедника, как говорится, настал момент истины.