Ажиотаж превзошел все мыслимые ожидания. Премьеру назначили на 22.30. Началась она в полночь - так велик был наплыв желающих попасть в кинозал. При входе в зал бдительные охранники досматривали зрителей почище пассажиров авиалайнеров, прилетающих из "горячих точек": реквизировали фото- и видеоаппаратуру, просили отключить сотовые телефоны, особенно те, что со встроенными фотоаппаратами. Во время самого сеанса те же охранники сновали между рядами, высматривая нарушителей режима. Это, конечно, мешало воспринимать фильм, который по завершении сеанса вызвал, как водится, горячие дискуссии. По горячим следам мы обратились к первым зрителям, попросив их высказать свое отношение к фильму. И вот что услышали.
Борис ГРАЧЕВСКИЙ, продюсер, художественный руководитель киножурнала "Ералаш":
- Так распорядились обстоятельства, что мы вынуждены сравнивать фильм Юрия Кары не только с романом Булгакова, но и с телесериалом в постановке Владимира Бортко. Я знаю, что Бортко фильма Кары не видел, и это плохо, что он его не видел. Потому что от фильма Кары идет мощная энергетика, я чувствую пульс, ритм булгаковского текста - в отличие от размазанного, растянутого сериала. Конечно, не весь роман вошел в фильм, но это и не нужно. Когда входит все, то результат нам уже знаком. Главное, что в фильме есть юмор, есть четко переданная фантасмагорическая интонация, которыми напитан роман Булгакова.
Успех фильма для меня - это еще и успех актеров, в первую очередь выдающаяся работа Валентина Гафта, которого даже не надо ни с кем сравнивать, успех Сергея Гармаша, который блестяще сыграл Ивана Бездомного, - и это при том, что Влад Галкин в этой роли мне тоже нравится.
Словом, я счастлив, что увидел это кино. 13 лет оно отлеживалось где-то в запасниках. Но, как качественно приготовленные консервы, фильм совсем не испортился. Банку открыли - а там сохранились запах, аромат, вкус...
Давид ШНЕЙДЕРОВ, киновед, телеведущий, автор программы "Синемания":
- Мои ощущения от фильма носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, я вижу великолепные актерские работы, которые абсолютно совпали с моими читательскими представлениями о героях книги, - я имею в виду Валентина Гафта в роли Воланда, Михаила Ульянова в роли Понтия Пилата, Сергея Гармаша в роли поэта Ивана Бездомного. С другой стороны, от фильма веет архаичной режиссурой, в нем отсутствует внятная концепция прочтения романа. Предвижу даже, что лента может вызвать упреки в сатанизме, поскольку фильм в интерпретации Юрия Кары получился все-таки про Воланда, а не про Иешуа, не про Мастера и Маргариту. Воланд и его свита переиграли остальных персонажей фильма, поэтому в экранном сочинении господина Кары произошел неправомерный акцент в сторону сил Тьмы, и это может серьезно повредить судьбе фильма.
До глубины души меня возмутило и то обстоятельство, что Юрий Кара осмелился дописать Булгакова, вставив сцену, которой нет в окончательной редакции книги. Я имею в виду эпизод, когда Воланд рисует на земле портрет Иешуа, провоцируя Ивана Бездомного топтать это изображение.
Александр ЖУРБИН, композитор:
- В принципе Юрий Кара как режиссер и сценарист поступил мудро. В отличие от авторов недавнего одноименного сериала он не стал следовать буквально, страница за страницей, булгаковскому повествованию, местами, надо признать, довольно рыхлому. Именно поэтому у постановщика сами Мастер и Маргарита занимают скромное место. Ведь положа руку на сердце (пусть простят меня фанаты культового романа), эти образы у Булгакова вышли бледными, скучными, вымученными. Они - скорее символы неких идей, чем живые люди. Чутко уловив это, Кара вывел на первый план Воланда, а особенно гротесковые персонажи и эпизоды, связанные с окололитературным миром Массолита. Получилось увлекательное, динамичное зрелище. Главная удача фильма - блистательный набор актеров, которые буквально купаются в своих ролях, превращая их в бенефисные. Таковы Гафт - Воланд, Филиппенко - Коровьев, Куравлев - Никанор Босой... Потрясающе сыграл Бездомного совсем молодой тогда Гармаш.
Нехорошо критиковать покойных, но меня разочаровало музыкальное решение фильма. Уж если пригласили такого мастера , как Альфред Шнитке, то надо было использовать его талант, что называется, по полной программе. Вместо этого в двух кульминационных сценах звучат заимствования из классиков. Неужели нельзя было придумать для сцены ведьминого полета Маргариты что-то пооригинальнее "Полета валькирий" Вагнера? Эту музыку уже тысячи раз использовали (например, в фильме Копполы "Апокалипсис". То же касается и сцены бала у Сатаны, озвученной - вы угадали, "Болеро" Равеля.
Конечно, жаль, что фильм 13 лет пролежал без движения. С одной стороны, это придало его сегодняшнему показу дополнительную сенсационность. С другой - технически кино за это время очень сильно шагнуло вперед, и многие "дьявольские" трюки в картине выглядят робко.