ПЕРВЫЙ УРОК
Помимо решительных мер со стороны власти, в первую очередь в области законодательства, требуется активное участие гражданского общества. В 1990-е в Италии при проведении компании "Чистые руки" удалось добиться успеха именно благодаря мощной общественной поддержке. В России в том же десятилетии разговоры об обуздании коррупции закончились "пшиком" - толщина конвертов с мздой и частота вручения взяток чиновникам, напротив, многократно увеличились.
ВТОРОЙ УРОК
Необходимы долгосрочные институциональные реформы: сокращение числа государственных органов управления и их штатов; создание независимых от государства институтов, уполномоченных расследовать обвинения в коррупции (к примеру, институт правозащитника -омбудсмена); принятие этических стандартов для госслужащих.
ТРЕТИЙ УРОК
Государство должно быть настроено решительно. Так, в Канаде Уголовный кодекс приравнивает взяточничество к нарушению Конституции и государственной измене.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК
В странах со слабыми традициями самоуправления имеет смысл сделать ставку на престижность и высокую оплату государственной службы (по этому пути пошли Япония и "азиатские тигры", особенно Сингапур и Гонконг). Можно усилить и контроль за "левыми доходами": обязать чиновника декларировать свою собственность и накопления до вступления в должность и после. Проштрафившихся бюрократов ждет запрещение работать в госструктурах (примеры Нидерландов и Израиля показательны) и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба.
ПЯТЫЙ УРОК
Не обойтись без помощи добровольных осведомителей. В США, например, осведомитель получает от 15 до 30 процентов стоимости выявленного по его доносу материального ущерба, при этом он защищен от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей.
ЧТО МЕШАЕТ?
Мешают различия в законодательстве. В одних странах (например, на Тайване) наказывают только взяткополучателей, а предложение взятки не является уголовно наказуемым деянием. В других странах (например, в Чили) дача взятки - уголовное преступление, а получение взятки таковым не считается, если только чиновник не совершил иные злоупотребления.
Другой отчет - "Глобальный доклад о коррупции за 2004 - 2005 годы", представленный экспертами Всемирного экономического форума, показывает, что из 104 стран Россия - пятая с конца по коррупции в рейтинге конкурентоспособности и третья с конца по части борьбы с отмыванием денег. Основываясь на опросе 8 тысяч 700 крупных бизнесменов мира, составители доклада приходят к выводу, что коррупция остается основным слабым местом российской экономики.
В "рейтинге коррупции", который составляется еже- годно международной организацией "Transparency International", в 2005 году среди 146 стран Россия заняла 126-е место, оказавшись в компании с Албанией, Нигером и Сьерра-Леоне. После нас идут Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан. Самые коррумпированные страны - Туркмения, Бангладеш, Чад, Нигерия и Парагвай. Взятки совсем "не проходят" в Финляндии, Дании и Новой Зеландии.