Три года назад в аналогичной ситуации калининградские экипажи траулеров "Бриск" и "Ардент" (судовладелец некто Студзиловский, гражданин США) угнали свои суда из Мозамбика в ЮАР и тоже обосновали эти действия невыплатой им зарплаты. Но получили от судовладельца встречный иск с обвинением в краже собственности, причинении материального ущерба вследствие несостоявшегося фрахта. Окружной суд в Кейптауне подтвердил право моряков на зарплату, однако прав на распоряжение чужой собственностью не признал. Поэтому моряки получили лишь авиабилеты до Калининграда, зарплата же была взыскана в пользу судовладельца...
Пока рефрижератор швартовался в Копенгагене, судьба еще одного рыболовного траулера "Владимир Шаранда" оказалась в центре внимания испанской прессы. О бедственном положении русских моряков, "бомжующих" в порту Понтеведра, рассказывают местные газеты и телевидение. Рыбаки с траулера, стоявшие на якоре без дела и без топлива, соорудили плот и достигли желанного берега, где первым делом направились в ближайший полицейский участок. Жители рыбацкого поселка начали акцию "Спасем русских моряков". Пять местных ресторанов готовят горячую еду для отправки в порт, а повара говорят: "Мы не можем спокойно смотреть, как страдают русские". Их судьбой озабочены Красный Крест, испанские парламентарии, общественные и католические организации... Но никак не наши соотечественники, владеющие судами.
Кстати, для Виноградова история с "Алексой" вовсе не первая. То же судно в 1998 году было арестовано в калининградском порту по иску местного отделения Российского профсоюза моряков. Арест сняли после полного погашения задолженности экипажу. В 2002 году морякам выдали зарплату только после того, как в Норвегии судно было бойкотировано местной инспекцией Международной федерации транспортников.
В апреле в Калининграде профсоюз моряков провел забастовку на судне "Карат Рифер", после чего большая часть экипажа деньги получила и списалась на берег. Почти в то же время взбунтовался и экипаж "Санни Джейн" и вышел в рейс из порта Лас-Пальмас лишь после погашения задолженности по зарплате.
Однофамилец упомянутого судовладельца, Федор Виноградов, распоряжался траулером "Звезда Балтики" 2,5 года. Экипаж трудился в водах Мавритании, но моряки не получали ни копейки. Зато руководство компании приобрело в собственность еще одно судно - "Ранд-1", моряки которого полтора года работали бесплатно. Все это время руководство компании исправно выплачивало зарплату... себе любимым. Дело кончилось тем, что прокуратура возбудила иск. Но матрос Александр Синебок, бесплатно проработавший девять месяцев на борту "Звезды", компенсации не дождался: вернувшись домой, он покончил жизнь самоубийством.
"Звезда Балтики" зарегистрировано в России, и поэтому есть надежда, что виновные в беспределе все же понесут наказание. Ведь наше законодательство предусматривает уголовную ответственность за невыплату зарплаты в срок свыше двух месяцев. А вот флотилия В. Виноградова - офшорная, вся документация - за границей, хозяин в России даже налогов не платит. Строго говоря, он и перед моряками не несет ответственности, ведь их набрали компании-однодневки.
Для сведения: за три рейса владелец зарабатывает столько, что может позволить себе купить уже новое судно. И снова набирать и распускать команды, которые будут бесплатно ишачить на хозяина.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Владимир КРУГЛОВ, председатель ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства:
- Наши суда за границей арестовывают часто, и судовладельцы нередко без зазрения совести бросают экипажи на произвол судьбы. Мы многих вытащили из неприятностей. Наш профсоюз - член соответствующей международной организации, так что кое-какие рычаги есть. Но, спрашивается, почему именно мы, общественная организация, должны быть в роли пожарной команды? Работодатели всячески отговаривают команды от вступления в профсоюз - им не надо, чтобы кто-то защищал права подчиненных. Правительство признает, что рыбакам часто не выплачивают зарплату, но при этом считает, что вмешиваться в дела частных компаний не следует. Вон, на Камчатке уже месяц стоят на площади рыбаки и протестуют против несправедливого распределения квот на добычу морепродуктов, а их ведь никто не слышит. А с чужих берегов голоса тем более не доносятся...