Пуще всего Гоголь сейчас боится звонков. Сразу говорит: следствие велело молчать. Страхи его вполне понятны: Родина предъявила Гоголю иск на 4245957 рублей за грехи трехлетней давности. Спросите, чьи? Но тут-то и зарыта собака, которую пытаются сейчас откопать десятки судов, районных и областных. Копают (естественно, за казенный счет) упорно и безуспешно. Скорее всего, потому, что роют не в том направлении.
Дела эти - "автомобильно-иномарочные". Напомним, что еще в 1999 году российское правительство принялось прикрывать беспошлинный ввоз в страну подержанных иномарок. Для начала отменили льготы "чернобыльцам", Героям Советского Союза и России... Пришла очередь и "белорусской таможенной дыры" - благодаря Таможенному союзу тогда можно было ввезти через Белоруссию приличный "Пассат" или "Ауди", заплатив на границе всего 500 долларов. Было объявлено, что иномарки, пригнанные в Россию через Белоруссию, нужно "дотаможивать". А чтобы таможня могла контролировать их ввоз, 16 июня 1999 года правительство выпустило распоряжение 942, которым право выдачи паспортов технических средств (ПТС) на эти машины передавалось от ГИБДД Таможенному комитету.
Но случился странный сбой в госмашине: гаишники, несмотря на правительственный запрет, продолжали выдавать эти паспорта еще три недели - аж до 6 июля. И все это время иномарки шли через белорусско-российскую границу сплошной колонной. А потом перед таможенниками поставили задачу: взыскать недоплаченные пошлины за автотранспорт, ввезенный между 16 июня и 6 июля 1999 года. И началось...
В мае нынешнего года таможня разослала владельцам 450 иномарок уведомления о том, что они должны за ввезенные четыре года назад "мерсы" и "фольксвагены" заплатить государству приблизительно полтора миллиона долларов. Иначе - суд. Для профессиональных гонщиков, которых в тех списках оказалось немало, возвращение к давней истории стало настоящим потрясением. Но попали "под колпак" и случайные люди. Пенсионера Александра Островского угораздило пригнать из Минска десятилетний "Пассат" именно в июне. Инвалид-ликвидатор ЧАЭС радовался покупке недолго - в 2002 году таможня предъявила ему иск.
- С того времени состоялось уже 13 заседаний. То в районном суде разбирали мое дело, то в областном. Поймите, я же никого не вынуждал выписывать мне техпаспорт. Мне его выдало государственное ведомство, - жалуется Островский, подорвавший здоровье в чернобыльской зоне и вознагражденный за это судебной тяжбой.
Таможенники утверждают, что выдвигают законные требования, хотя и запоздалые. Однако из 322 исков суды удовлетворили пока только 32, а отклонены и прекращены 87. Еще 205 дел рассматриваются, и, скорее всего, доля благоприятных для таможни решений будет той же.
Почему же удовлетворяется только треть исков? Часто выяснялось, что граждане, на которых оформлялись иномарки, даже не ведали об этом. В одном из районов Брянска некий "новый русский" собрал алкашей, угостил водкой и попросил у них паспорта на два дня. Вернул документы вовремя и еще раз угостил. А через четыре года люмпенам сообщили из таможни, что на них числятся джипы, за которые нужно заплатить пошлину. Те гурьбой отправились в прокуратуру. Естественно, пешком, ибо оформленных на них джипов в глаза никогда не видели. Еще пример - в Почепском районе две совершенно новые машины были оформлены на потерянный паспорт сельской учительницы. Темна история и с Александром Гоголем. Сотрудники службы безопасности сейчас выясняют, кто же ввез оформленные на писательского однофамильца 32 иномарки: он сам или, скажем, местная братва? И кому все-таки предъявлять?
Хотя надо бы в первую очередь выявлять другое: кто из милиционеров выдал регистрационные документы? И сличил ли тот гаишник профиль настоящего Гоголя с гражданином, которому вручал не один, не два, а 32 ПТС?
Но пока правоохранительные органы ищут не там, где потеряли, а "под фонарем" - там, где виднее. Некоему гражданину Чернобровкину суд велел заплатить 529 тысяч рублей, у другого жителя Брянска приставы даже описали имущество - на половину суммы иска, ибо больше у "джиповладельца" не было. Некоторые решения суды выносят заочно, ибо не ведают, где искать теперь транзитных пассажиров, промелькнувших в Брянске жарким летом 1999 года. В результате по всем искам родина до сих пор не получила ни копейки, и вряд ли что-нибудь получит.
А ведь есть одно лицо, прямо замешанное в "автомобильно-таможенном" деле, оно никуда не исчезало и могло бы стать основным ответчиком и "возместителем" пошлины. Правда, это лицо государственное и носит имя МВД...