КАКОВА УБОЙНАЯ СИЛА "АЛЧНОСТИ"?

Наступил июль. Кончился телевизионный сезон, создатели большинства программ отправились в отпуск, пообещав на прощанье вернуться в эфир лишь в сентябре. Нам, зрителям, остается до той поры лицезреть зачастую повторы да нескончаемые "мыльные оперы".

Так бывает всякий раз в конце июня: телевизионщики отбывают отдыхать не на месяц, как все, а на целых два - как и депутаты.
Критикам же остается подвести некоторые итоги завершившегося сезона, что они делают ежегодно, выражая всякий раз надежду на то, что следующий телесезон станет лучше предыдущего. И, как правило, этим надеждам не суждено сбыться. Так и на сей раз: оценивая результаты сезона 2001- 2002 года, приходится признать: творческий кризис отечественного ТВ продолжается.
Впрочем, тут нужны уточнения. Некоторые жанры - повседневная информация, еженедельные аналитические программы - стали в минувшем сезоне, пожалуй, получше, чем прежде. Сказались разные обстоятельства: некоторые каналы обзавелись собственной информационной службой, началось вещание на русском языке канала "Евро-ньюс", попробовали силы в новом для себя информационно-аналитическом жанре талантливые журналисты, прежде далекие от теленовостей.
По общему мнению и критиков, и зрителей, хорошо провели сезон авторы итоговых программ недели - Леонид Парфенов ("Намедни", НТВ), Евгений Ревенко ("Вести недели", РТР), Алексей Пушков ("Постскриптум", ТВЦ). Они были по-разному хороши: первый лихо, будто играючи, "расправлялся" со сложными проблемами недели, второй был суховат и проницателен, третий - основателен, глубок и интеллигентен. Эта троица явно потеснила прежних грандов телеаналитики: Николая Сванидзе ("Зеркало", РТР), Евгения Киселева ("Итоги", ТВ-6-ТВС) и даже Владимира Познера ("Времена", ОРТ), для которого лучшим был, пожалуй, позапрошлый сезон.
Я бы искренне радовался такому разнообразию несхожих индивидуальностей в аналитическом жанре, если б не одно обстоятельство. Наши телеканалы в последнее время откровенно следуют американскому стандарту. Это там вещание резко делится на превосходно поставленную информацию и политическую аналитику - с одной стороны, и с другой - на довольно низкокачественные передачи в жанрах, которые у нас по традиции принято называть "художественными": слезливые "мыльные оперы", жестокие полицейские сериалы, многословные ток-шоу.
Было время, когда не только профессионалы-телевизионщики, но и туристы, оказавшиеся по случаю за океаном, с законной гордостью заявляли, что наше ТВ по своему творческому разнообразию и духовному уровню заметно превосходит американское. То была пора, когда в телетеатре, телевизионном кино, других жанрах телевизионного творчества работали выдающиеся мастера, они искали (и нередко находили) своеобразные пути становления новой разновидности искусства. Сегодня по количеству "мыла" и насилия в эфире - и завозного, и своего - мы, пожалуй, превзошли заокеанских телевизионщиков, а по качеству стали им уступать.
Крупнейшие отечественные каналы, прежде зависимые от "телеимпорта", теперь обзавелись собственным производством и с успехом "лудят" сериалы в самых разных жанрах. Зрителей, конечно, привлекает родная речь персонажей и узнаваемые черты российского быта. Поэтому некоторые сериалы сезона, вроде "Убойной силы", имеют довольно высокий рейтинг. Но процентная цифирь не способна ввести зрителей в заблуждение: даже те из них, кто просто желает заполнить досуг и смотрят такие произведения, но сетуют на их пустоту, бездуховность. Нельзя забывать, что в наших традициях делать упор на содержательность, на характеры героев, на их психологию. Минувший сезон, к сожалению, ознаменован полной победой кулака над интеллектом.
И еще три жанра господствовали в эфире. Первый - неожиданно расплодившиеся на всех каналах дневные ток-шоу, по преимуществу ориентированные на женскую аудиторию. К уже известным - таким, как "Что хочет женщина" (РТР) или "Продолжение следует" (НТВ), добавилась целая россыпь новых: "Принцип домино" (НТВ), "Я - мама" (ТВЦ) и "Рядом с тобой" (РТР). Отрадно, что в отличие от "ментовских" сериалов тут нет культа силы и жестокости. Даже, можно сказать, превалируют благородные помыслы, даются дельные жизненные советы матерям и женам. Но при этом передачи выглядят уныло-одинаковыми, "истины", открываемые в них, очень уж элементарны.
Другой жанр - бесконечные викторины-игры на большие деньги. В отличие от невинного варианта "Кто хочет стать миллионером?" (ОРТ) в минувшем сезоне получили распространение передачи, где человек из-за презренного металла "теряет лицо": "Слабое звено" (ОРТ), "Алчность" (НТВ), "Русская рулетка" (ОРТ). Жестокость физическая, культивируемая в милицейских сериалах, дополняется здесь жестокостью нравственной. И не скажешь сразу, какая из них губительнее воздействует на души миллионов зрителей.
Наконец, третье "открытие" сезона - риэлти-шоу. "За стеклом" (ТВ-6 - ТВС) стало, пожалуй, самой скандальной премьерой телевизионного года. Не было ни одной газеты, которая бы не высказалась об устроенном телевизионщиками зрелище. Всех шокировала не только откровенность демонстрируемых примитивных нравов, но и позиция авторов, превративших молодых участников шоу в подопытных кроликов...
К грустным выводам приходишь, анализируя итоги завершившегося телевизионного сезона. Его доминантой стало принижение человека и без того обделенного уважением в нашей стране. В ситуации нелегкого нынешнего существования, когда большинство нуждается в помощи или, по крайней мере, в участии, такая эволюция телевидения по меньшей мере очень настораживает.