Да, вниманием зрителей, именитых и не очень, нынешний кинопраздник не был обделен. Фестиваль за последние годы сумел подтвердить свою жизнестойкость. При всех к нему нареканиях это именно фестиваль класса "А", каковых в мире немного. Отрадно, что весомость киносмотра, ценность его традиций осознают у нас и на государственном уровне. Авторитет ММКФ вырос настолько, что с недавних пор он выделен специальной строкой в госбюджете. Так что теперь, надеемся, навсегда канут в Лету времена, когда за пару месяцев до начала смотра устроители не могли с уверенностью сказать, состоится праздник или нет.
Однако престиж фестиваля определяется в первую очередь конкурсной программой. Тут мы и предоставим слово Людмиле Гурченко:
- Меня удивила и, честно признаюсь, огорчила односторонность тематики фильмов. Герои в этих картинах, как правило, предстают одинокими, не доверяющими никому, не понимающими других, да и самих себя, не видящими смысла жизни. Здесь нет того, на чем я выросла, - положительных идеалов, надежды, света в конце туннеля. Огорчил, например, такой мастер, как Боб Рейфелсон - он снял боевик, каких много. Какие-то проблески того самого света все же заметны в "Дополнении" Занусси. Отлична актерская работа грека Тодороса Скуртаса в фильме "Седьмое солнце любви": он никогда, даже в трагические моменты не пережимает, его герой сохраняет иронический взгляд на самого себя. Понравилась абсолютной естественностью игры актриса Сабрина Греве в бразильском фильме "Тайная жизнь".
"Воскресение" братьев Тавиани по Толстому? У них все очень грамотно, дотошно, "Золотого Георгия" дать этой картине не стыдно. Но знаете, я подумала, что, наверное, иностранцам так же смешно видеть меня в каком-нибудь "Идеальном муже" Оскара Уайльда, как нам немножечко забавна эта "Катьюша" Маслова...
Были и фильмы, которые меня по-настоящему увлекли. Это, например, великолепная лента Иштвана Сабо "Мнения сторон" - о том, как долговечно подлинное искусство, но как раним художник. Это и картина Педро Альмодовара "Поговори с ней". Но они - вне конкурса...
Заметим, что по поводу формирования конкурсной программы недоумевает не одна Людмила Марковна. Жюри российских критиков, по традиции действовавшее во время смотра, даже огласило специальное заявление, где назвало ряд фильмов конкурсного показа несовместимыми по качеству с фестивалем класса "А".
А вместе с тем если вновь вспомнить прошлый год, то тогда фильм Кшиштофа Занусси "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" был чуть ли не единственным, достойным серьезного приза. На сей раз столь же крепко сделанная картина польского постановщика отступила в тень перед другими, более яркими работами. В итоге "Серебряного Георгия" за лучшую режиссерскую работу получил наш Александр Рогожкин, поставивший удивительно теплый, человечный фильм "Кукушка". Отметили и снявшегося в этой ленте финского актера Вилле Хаапсало. Призом за лучшую женскую роль награждена японка Микаку Итикава, хотя "ее" фильм "Синева" критики довольно единодушно отнесли к не слишком удачным. Спецпризом отмечена иранская картина "Зов земли".
На уровне оказалась и организация фестиваля. Если не считать мелких инцидентов вроде попытки охраны не пустить на церемонию закрытия министра культуры Михаила Швыдкого (он, говорят, замешкался с предъявлением приглашения, а в лицо доблестные стражи его не знали), то все прошло на удивление гладко. Сеансы не отменялись, на них показывали именно те фильмы, которые были заявлены. И хотя председатель жюри Чингиз Айтматов на сцене киноконцертного зала "Пушкинский", потеряв список лауреатов, так долго путался в именах награжденных, что взявший затем микрофон Никита Михалков даже брякнул в него с досады: "Ну, блин, фестиваль..." - блин, думается, в главном комом не вышел. XXIV Московский международный стал в истории нашего старейшего киносмотра пусть и небольшим, но шагом вперед...