Накануне в Гаагу из Белграда прибыли адвокаты обвиняемого Зденко Томанович и Драган Кргович. Они привезли для своего подзащитного деньги и чемодан с книгами и одеждой, который так и не удалось обнаружить при выдаче багажа в аэропорту. Адвокаты согласно пожеланию Милошевича не присутствовали вместе с ним на первом вызове.
Судьи зачитали состоящий из 45 страниц обвинительный акт. В отношении бывшего президента Югославии выдвигаются три главных обвинения: изгнание людей из родных мест, убийства, преследования по политическим, расовым и религиозным мотивам. По каждым из трех обвинений Милошевич должен ответить суду, который возглавляет британский юрист Ричард Мэй, считает он себя виновным или нет. Ответ теперь известен.
Милошевич неоднократно заявлял, что все происходящее с ним есть не что иное, как "политическая месть со стороны лидеров НАТО". Он считает, как передает агентство Рейтер, "все обвинения в свой адрес политическими и не признает своей вины ни по одному из них".
Вне зависимости от выбранной Милошевичем линии защиты прокурор собирается подписать к 1 октября обвинительное заключение об ответственности Слободана Милошевича "за преступления в Хорватии и Боснии". Ему также инкриминируются преступные деяния в крае Косово. Здесь в период между январем и маем 1999 года, говорится в обвинительном заключении, югославские военные проводили "широкомасштабные и систематические операции", в результате чего сотни тысяч мирных косовских албанцев были вынуждены покинуть свои дома, которые, в свою очередь, были разграблены и разрушены, а тысячи беженцев убиты.
Теперь стороны обвинения и защиты в течение нескольких месяцев будут готовиться к суду. Все это время Милошевич как "подозреваемый" будет ожидать суда в специальной тюрьме. Все обвиняемые содержатся в общих камерах - пока неизвестно, будет ли Милошевич содержаться в отдельной "палате". Сам же суд, по мнение главы трибунала, начнется не раньше, чем через год, и может продлиться по крайней мере до 2003 года.
Первая очная ставка Милошевича с судьями совпала с заявлением бывшего министра юстиции США Рамзея Кларка, который неожиданно заявил: у Гаагского трибунала нет необходимых полномочий для того, чтобы судить бывшего президента Югославии. Кларк, служивший в администрации президента Джонсона, подчеркнул, что трибунал был создан под сильным давлением Мадлен Олбрайт, бывшей тогда государственным секретарем США, и финансируется США специально для того, чтобы судить... Югославию. Что же касается военных преступлений, то, по мнению экс-министра, преступления США перед Югославией намного превосходят преступления самой Югославии.