Волжский автомобильный завод создавался в конце 60-х годов при участии концерна ФИАТ на основе
Волжский автомобильный завод создавался в конце 60-х годов при участии концерна ФИАТ на основе его, фиатовского, на тот момент самого современного технологического оборудования, с применением итальянского опыта и принципов организации массового производства автомобилей. Ко всему этому было добавлено советское государственное планирование и финансирование, централизованное материально-техническое снабжение и распределение готовой продукции...
Так мы начинали. Двадцать лет коллективу ВАЗа при напряжении сил удавалось довольно успешно работать в существовавших условиях, ежегодно отдавая в казну государства до 3,5 миллиарда долларов в пересчете на твердую валюту. А в стране появился первый массовый, современный автомобиль.
Но дальше наступил "период застоя". Нет, не на заводе: ВАЗ трудился изо всех сил. Но на конкурентных ВАЗу зарубежных заводах менялись принципы внутренней организации и управления, возрастала заинтересованность коллективов и менеджмента в выпуске качественной продукции, обеспечении лучших экономических показателей, внедрении новых моделей автомобилей и технологий их производства. За последние тридцать лет производительность труда "там" возросла в несколько раз. У нас - увы!
Социально-экономические потрясения, проходившие в России в последнее десятилетие, "взорвали" существовавшую систему государственного управления взаимосвязанными предприятиями, обрушили на отечественных производителей серию жестоких ударов, практически уничтоживших целые отрасли народного хозяйства. Однако прочность ВАЗа оказалась настолько высокой, что он выстоял. Правда, жесткую борьбу за выживание волжский автогигант, преобразованный в акционерное общество, был вынужден вести в условиях неравной конкуренции на рынках, надеясь лишь на собственные силы и благоразумие всех, кто связан с конвейерами завода производственной кооперацией.
ВАЗ, повторяю, выстоял, но он и сегодня находится в труднейших условиях. Техническая и технологическая отсталость производства привела к тому, что если с каждого проданного ныне автомобиля не вложить в создание новых мощностей, новых моделей хотя бы 600 долларов, через три-четыре года завод отстанет навсегда от мирового автомобилестроения, а его продукция станет полностью неконкурентоспособной. И тогда уже бесполезно будет задавать вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?".
Именно поэтому в условиях налогового прессинга, дефицита кредитных ресурсов АвтоВАЗ пытается минимизировать себестоимость продукции, повысить эффективность труда каждого работника, дать полную загрузку всем подразделениям... Кое-что удается. Например, сокращен в 4 раза перерасход металла, растет доля более рентабельных моделей. До 3-5 процентов снижена доля импортной составляющей в себестоимости автомобиля.
Большие надежды возлагают в акционерном обществе на проводимые производственно-хозяйственные изменения. Их суть заключается в том, чтобы укрепить жизнеспособность и значение всего огромного предприятия в глазах партнеров, акционеров, государственных структур, работников акционерного общества путем полного использования имеющихся производственных, кадровых, интеллектуальных ресурсов. Большая самостоятельность, ответственность в вопросах зарабатывания средств для технического и социального развития будет передана от высшего уровня управления компанией вновь создаваемым структурам АО "АвтоВАЗ" - бизнес-единицам. Основные функции каждой из них отражены в названиях:
автомобильное производство, станкостроительное, инструментальное, энергетическое, производство по переработке производственных отходов, по изготовлению штампов и пресс-форм, научно-технический центр, вспомогательное производство. Завод сейчас находится в стадии формирования новых структур. При этом важно сохранить их управляемость и ориентацию на решение главной, приоритетной задачи - повышение эффективности работы АО "АвтоВАЗ".
Особо подчеркну: реформирование системы управления "АвтоВАЗом" не отменяет ни одного из корпоративных обязательств акционерного общества перед внешним миром - в части уплаты реструктурированных долгов, текущих налогов и т.д. Порядок выплаты дивидендов акционерам будет по-прежнему определяться наличием по итогам года чистой прибыли и общими результатами деятельности бизнес-единиц, составляющих в совокупности АО "АвтоВАЗ". Не уменьшится и номинальная стоимость имущества, приходящегося на одну акцию. Рыночная же цена акции будет зависеть от того, как изменится привлекательность этих ценных бумаг.
Мы не рассчитываем на чудо. Мировой опыт подсказывает пути более разумного, интенсивного хозяйствования. Внедряемые организационные новшества потребуют настойчивой, энергичной работы, изменения функций, структур, привычек, мышления. Однако альтернативы, по всей видимости, не дано.
Впрочем, времени - тоже.