Люди добрые, поможите, чем можете!

Пожертвования для ТВ: куда идут деньги?

Все чаще телевидение просит деньги у зрителей. То целые телеканалы, то отдельные мастера обращаются к своей аудитории с просьбой оказать посильную поддержку. И хотя все социологические опросы на данную тему с полной очевидностью показывают — наш народ платить за телевизор не готов, надежда все же есть. Ведь те 5-6% респондентов, способных-таки расстаться со своими кровными ради качественного эфира, это — в перспективе — сотни миллионов рублей. Но — жертвователи непременно хотят знать, на что пойдут их деньги.

На днях с просьбой к зрителям в очередной раз обратились создатели аналитической программы «Парфенов» на канале «Дождь»: друзья, если вы не поможете, то 16 июня выйдет последний выпуск. И все. Адресат воззвания понятен — это поклонники творчества одного из самых ярких журналистов отечественного ТВ. Между прочим, они уже собрали более 2 млн рублей, но эта сумма, конечно, не в состоянии спасти «отца русской демократии». И если честно, то и вероятность дальнейшего существования «Парфенова» исключительно за счет пожертвований невелика. Но здесь хотя бы понятно, кто и на что просит. Так же как и в случае с телеканалом «Дождь» в целом, который тоже привлекал зрителей к своему субсидированию.

А вот с Общественным телевидением России (ОТР) все не так однозначно. В течение долгого периода, предшествующего его старту в эфире, и все последующие дни руководство канала также взывало о помощи к сторонникам идеи наличия общественного ТВ в нашей стране. Но сколь ни прекрасной выглядит эта самая идея в принципе, вопрос, на что же конкретно стоит отдавать деньги, пока остается открытым.

В одном из интервью мэтр российского ТВ, гендиректор ОТР Анатолий Лысенко посетовал, что критики уже «облаяли» возглавляемый им канал, не удосужившись вникнуть в суть гигантских проблем, с которыми он сталкивается. Не прислушались-де к его словам о том, что вещание ведется пока в тестовом режиме, что он и сам недоволен результатом, что канал еще только нащупывает свое место и ищет зрителя. А главное начнется только осенью. Если, конечно, будут деньги.

Не стану присоединятся к стае злобных «лающих» критиков и о конкретном контенте канала промолчу. Хотя «потявкать», честно говоря, очень хочется.

Подойду к проблеме со стратегической, так сказать, точки зрения. Насколько мне известно, судьба любого нового проекта (или, как теперь говорят, стартапа) в значительной мере зависит от того, насколько ярко он сможет о себе заявить. В первые выпуски новых циклов, пилотные эпизоды сериалов их авторы стараются вложить максимум выдумки и таланта, чтобы сразу же зацепить зрителя, вызвать позитивную реакцию руководства и интерес рекламодателей. Если готовый материал кажется сырым, премьеру откладывают. Доводят, дорабатывают. Что уж говорить о таком принципиально важном проекте, как ОТР!

Целый год нам твердили: общественное телевидение — это совсем не то, что государственное или коммерческое. Внушали, что скоро мы увидим то, чего нам всем недоставало. И целый же год ныли по поводу нехватки денег. И ремонт в своих помещениях завершить не удается, и аппаратуры своей не хватает, приходится арендовать...

Ребята, вы начинаете новое дело. Сделайте его в арендованном помещении, на арендованной аппаратуре. Да хоть на коленке! Но сделайте его так, чтобы дух захватило — вот это да! Чтобы желания «лаять» в принципе ни у кого не возникало. Не успеваете? Ничего, мы подождем.

И уж потом, когда станет ясно, что игра стоила свеч, говорите о трудностях, просите помощи...