Главный отечественный кинофестиваль стартовал с дефиле на подиуме и неглиже на экране
В Сочи с большим шумом и звоном стартовал
Публика собралась самая пестрая, но неизменно титулованная. Здесь и мастера эстрады в лице Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Владимира Винокура, и корифеи кинорежиссуры, представленные именами Александра Митты, Вадима Абдрашитова, Станислава Говорухина, и множество молодых прелестных актрис, которые воспользовались шансом превратить минутный проход по звездной дорожке в свой маленький бенефис. Актрисы Виктория Толстоганова, Екатерина Гусева, Нонна Гришаева, Алиса Гребенщикова, Екатерина Вуличенко и примкнувшая к ним Ксения Собчак, встреченная, кстати, самой громкой овацией, достали по случаю «Кинотавра» из своих гардеробов самые изысканные платья — белых, кремовых, изумрудных, палевых, розовых и прочих немыслимых тонов и оттенков. Зато Виктор Сухоруков появился на публике в безукоризненном черном смокинге. Но — с белым зонтиком в руках.
— Это подарок Олега Янковского, — пояснил обозревателю «Труда» Виктор Иванович. — Вот и его автограф на полотне зонта с теплым напутствием мне, грешному, имеется. Поэтому я решил взять этот раритет на сочинский «Кинотавр», которому Олег Иванович отдал столько сил и энергии.
В память об Алексее Балабанове, еще одном герое «Кинотавра» (здесь становились лауреатами его фильмы «Про уродов и людей», «Брат», «Война», «Мне не больно»), режиссер Василий Сигарев и его супруга, актриса Яна Троянова, нарушив строгий дресс-код, пришли в тельняшках. «Это была любимая форма одежды безвременно ушедшего Алексея Октябриновича, — сказал автору этих строк Василий Сигарев, — вот почему мы с Яной сегодня не при параде:»
Вспоминали ушедших корифеев и на самой церемонии, которая состоялась в Зимнем театре. Минутой молчания почтили уже упоминавшегося Алексея Балабанова, Алексея Германа, Петра Тодоровского. А полного сил, энергии, жизнелюбия корифея отечественного экрана Александра Митту, недавно отпраздновавшего
— В моем фильме «Экипаж», — сказал растроганный мастер, — есть такой эпизод: один персонаж после авиакатастрофы вскакивает с носилок и спрашивает: «Я живой»? Я живой?" Вот и я не устаю задавать себе этот вопрос все 53 года, которые работаю в кино. Сейчас заканчиваю большую картину про Шагала и Малевича, надеюсь, в ней есть свидетельство того, что я по-прежнему живой. Но все мои скромные успехи в кино были бы невозможны без моих учителей: Александра Довженко, Михаила Ромма, Александра Птушко. Равно как и без Василия Шукшина, Андрея Тарковского, Отара Иоселиани, Геннадия Шпаликова, с которыми я вместе учился, — частичка их жизней есть и во мне.
Эту речь зал встретил овацией. А потом был бенефис еще одного корифея — знаменитого депутата и режиссера Станислава Говорухина, который на церемонии открытия показал вне конкурса свой новый фильм «Weekend», снятый по мотивам романа французского писателя Ноэля Калефа «Лифт на эшафот», уже экранизированного ранее классиком мирового кино Луи Малем. Сравнивать эти две экранизации не имеет смысла хотя бы потому, что Говорухин перенес действие романа в наши дни, в некий урбанизированный мегаполис. Но при этом снял кино на черно-белую пленку и сохранил эстетику нуара
Тщательно просчитанное убийство, которое совершает молодой циничный бизнесмен Игорь (Максим Матвеев), оборачивается цепью новых трагических смертей — уже в исполнении другого подонка. Но по воле рока и сломавшегося лифта вина за все эти убийства ложится на запутавшегося в своих показаниях и жизненных ориентирах главного героя. Фильм, сопровождавшийся по ходу сеанса то завороженной тишиной, то ироническими смешками, вызвал у фестивальной публики противоречивую реакцию. Сторонники ленты отмечают виртуозную работу оператора Юрия Клименко, находят в картине мотивы Достоевского, органично переложенные на современную почву. Противники пеняют на множество драматургических натяжек и неловкую адаптацию старого сюжета к новым жизненным реалиям: камеры слежения, мобильные телефоны, генетический анализ делают сегодня эту детективную историю невозможной. Лично меня смутило в фильме обилие обнаженной женской плоти — при том, что в фестивальном каталоге он маркирован скромным грифом 12+. Не ожидал я такого от записного моралиста Станислава Сергеевича:
Впрочем, сам мэтр своей картиной остался доволен. По его словам, он снял фильм, который сам давно хотел посмотреть.