Не отличаются рачительностью и мужчины - им хочется все новых и новых наворотов. В результате на помойке оказываются не только килограммы драгоценных металлов и центнеры пластмассы, но и тонны опасных для окружающей среды токсичных веществ. Однако теперь в Москве судьба ставших ненужными аппаратов решена: на госпредприятии "Промотходы" вступила в строй линия по их переработке.
Все поступающие сюда телефоны разбирают вручную. Первым делом извлекают сердцевину и самую вредную с экологической точки зрения часть - кадмиевые и литиевые батареи. После разборки части трубки отправляются в жерло дробилки, а далее - на вибростол, который недавно закупили в Австралии. Он сортирует частицы по весу на десяток компонентов: золото, платина, серебро идут в одну сторону, пластмасса и цветные металлы - в другую. Последний этап - промывка. Очень похоже на то, как старатели моют золото. Только у них этот процесс происходит вручную, а здесь все автоматизировано.
В результате из полутора кубометров стружки получают около килограмма серебра, а за несколько месяцев работы линии уже добыто 5 кг золота. Все драгоценное сырье по ценам Лондонской биржи продается на финажный завод, где получают уже чистый металл.
По данным телефонистов, сейчас в столице и области насчитывается около 8 миллионов пользователей сотовой связи. Эксперты подсчитали, что средняя продолжительность использования трубки составляет 1,5 - 2 года. Значит, через пару лет купленные за последнее время телефоны окажутся на этом вибростоле.
Главные поставщики новой линии - продавцы мобильных средств связи. Они обязаны сюда сдавать весь списанный товар. Но многие мелкие фирмы предпочитают его просто выбрасывать. Безобразничают и владельцы телефонов. Ведь крупные сотовые компании, как правило, сами принимают отработавшие аппараты и даже приплачивают их бывшим владельцам, делая скидку на покупку новой трубки. Но среди богатых немало капризных: сегодня захотел мобильник одной фирмы, завтра - другой.... "Бродя" таким образом по рынку разных изготовителей, пренебрегают скидками и с надоевшей техникой расстаются легко, щедро пополняя городские помойки. Поэтому на переработку, как утверждают экологи, поступает лишь четверть всех устаревших трубок.