ИНФЛЯЦИЯ У НАС АТИПИЧНАЯ

Инфляция в России творит настоящие чудеса. То она зашкаливает за 15 - 20 процентов в год. То опускается ниже 1 процента в месяц. Рубль вроде бы укрепляется. Но цены растут как на дрожжах, и именно - в рублях. Развеять этот инфляционный туман мы попросили директора Института проблем рынка РАН академика Николая ПЕТРАКОВА.

- Николай Яковлевич, что у нас происходит с инфляцией?
- Известный афоризм: есть ложь, есть наглая ложь, а есть - статистика, - возник не случайно. Инфляция "нервничает" потому, что рассчитывают ее неточно. Берется некий набор промышленных и продуктовых товаров. Сравнивается цена на них в прошлом и текущем году. Разница в цене - инфляция. Какие товары попадают в этот перечень? При советской власти в него включали те, на которые цены почти не менялись. Существовала партийная директива - цены на товары, входящие в набор, необходимый для расчета индекса цен или инфляции, - не изменять! Такой примерно подход практикуют и нынешние статистики.
Количество товаров, необходимых для расчета инфляции, - тонкая политика. Если рассматривать 50 видов - это одна картина. Изучить 1000 - получится совершенно другая видимость жизненного уровня людей. Можно брать ходовые товары, которыми человек пользуется ежедневно, или такие, за которыми он обращается раз в год или пятилетку, - телевизор, табуретку, чайный сервиз. Важен регион исследования. В Москве цены растут быстрее, чем в областных центрах. В сельских райцентрах есть сезонные колебания. Таким образом, статистики "скрещивают ежа и ужа" и заявляют, что общегосударственная инфляция у нас - один процент в месяц. Так пристойнее выглядят результаты работы правительства.
- Выходит, правительство, как при советской власти, продолжает "пудрить мозги" народу? Или статистики делают это сами?
- Передо мной - отчет Госкомитета РФ по статистике. Понимаете, - государственного! Это значит, что его руководитель подчиняется председателю правительства Михаилу Касьянову. Премьер-министр должен отчитаться перед президентом и народом о том, что жить мы стали лучше и веселей, так как с инфляцией у нас все хорошо. Поэтому она в нашей стране такая ненормальная - атипичная, так сказать.
Если бы у нас была независимая статистическая служба, то уверен, инфляция вела бы себя по-другому. Даже если бы Госкомитет по статистике подчинялся Федеральному Собранию РФ, и то было бы лучше для получения точной информации о жизненном уровне населения. Законодательная власть таким образом контролировала бы действия правительства.
На Западе социологические службы соревнуются в точности прогнозов и этим зарабатывают себе авторитет и деньги на пропитание. Результативность наших статистических и социологических служб никто, к сожалению, не анализирует. Так же, кстати, как и точность отчетов правительства. К примеру, оно закладывает в бюджет очередного финансового года рост инфляции 4,8 процента. Давайте проверим - оправдались ли его расчеты? Если нет, то экономические инструменты у него неверные. Конечно, в Доме правительства работают не колдуны-всезнайки. Но когда закладывают инфляцию в 10 процентов, а она вырастает за год до 20, то понятно, что правительственные чиновники или не умеют считать, или не владеют истинной информацией, что тоже не добавляет им авторитета. У нашего правительства получается так: сам работаю, сам себя и по головке глажу.
- На ваш взгляд, сколько сейчас цены в месяц откусывают от наших зарплат и пенсий?
- Сейчас инфляция ежемесячно увеличивается на 3 - 4 процента. Это легко проследить по росту цен на товары первой необходимости - продукты питания. Годовая - примерно 15 - 17 процентов. Можно сказать уверенно, что каждый год мы теряем пятую часть своих доходов.
- Чем грозит обществу неправильно определенная инфляция? Или рядовому россиянину не стоит принимать ее во внимание?
- Простой труженик, живущий только на зарплату, приходит в магазин и видит, что молоко подорожало на 30 процентов. Ему говорят, мол, не верь глазам своим - только на 1 или 2. Что делать? В конце прошлого года авиадиспетчеры сами подсчитали инфляцию. Вышло, что она съела их высокие зарплаты (до 30 и более тысяч рублей) на треть по покупательной способности. Они объявили забастовку и добились индексации зарплаты. Работники других отраслей и профсоюзов, видимо, верят правительству и поэтому не бастуют. Не зря существует поговорка: предупредить - значит вооружить. Выходит, что руководству страны выгодно держать народ безоружным.
- По всему выходит, что у нашего правительства ведомственные интересы выше общенародных. Не так ли?
- Это надо спросить у Михаила Касьянова. Сегодня бюджетные доходы на 300 миллиардов превысили расходы. Правительство считает это плюсом в своей работе. Согласитесь, если в семье, где много проблем (нет одежды, еды, мебели), появились лишние деньги, то, очевидно, их надо потратить на первоочередные нужды, а не складывать под подушку. Депутаты Госдумы спросили премьер-министра, нельзя ли из этих денег что-то направить на реформу ЖКХ. В ответ услышали: тогда будет инфляция.
- Может быть, он прав? Ведь в оборот пойдут десятки, а то и сотни миллиардов ничем не обеспеченных рублей.
- Нет, не прав. У гайдаровцев и монетаристов есть три параметра рынка: денежная масса, товарная масса и цены. Они пугают, что при увеличении денежной массы подпрыгнут цены, но забывают о товарной массе. Если эти миллиарды просто раздать пьяным сантехникам, то действительно инфляция вырастет. На эти деньги нужно произвести товар - трубы, сантехнику, новые котельные, мусоросжигательные заводы и так далее. Профицитные рубли можно потратить на создание нового самолета (заработает цепочка: рабочие места - новые самолеты - дополнительные доходы) или пустить на обустройство железной дороги от Приморья до Европы и зарабатывать на транзите грузов. В любом случае, производя или покупая товар, мы не порождаем инфляцию. Это будет - создание новых рабочих мест и производство товара, а не раздувание пустой денежной массы.
- Многие экономисты предлагают считать инфляцию по росту цен на продукты питания. Вы с этим согласны?
- А почему бы и нет? Население интересует инфляция только на те товары и услуги, которые оно потребляет. В таком случае граждане легко сравнивают ее с содержимым своих кошельков. Правительство беспокоится о том, что у нас слишком низкие цены на товары, и предлагает поднять их до мировых. Давайте! Но сначала посчитаем, сколько литров бензина или килограммов картошки я смогу купить на свою нынешнюю зарплату. Оказывается, в 10 раз меньше, чем американский рабочий.
Инфляция, снижение уровня жизни касаются всех: и рабочего, и ученого, и людей искусства. Если цены растут, то как бы на валютной бирже ни укрепляли рубль, доверия к нему не будет. Нас убеждают - рубль укрепляется. Как он "крепчает", если падает его покупательная способность? Меня волнует не валютная биржа, а цены в соседнем гастрономе. Раньше люди, как говорится, "Ленина к Ленину" (десятку к десятке, сотенную к сотенной бумажке) клали и считали, что их старость будет обеспечена. В рубль верили. Теперь в него поверят только тогда, когда он станет твердым не на валютной бирже, а на магазинных ценниках.
- Как вы считаете, должно ли государство регулировать цены в розничной торговле?
- В некоторых странах, к примеру в Японии, цены не регулируют. Но выделяют 1 - 1,5 тысячи товаров первой необходимости. Их производители, прежде чем поднять цену хоть на грош, должны прийти в специальную государственную комиссию и доказать необходимость повышения цены. Рассматривается каждый пункт доказательств, и соврать, утаить что-нибудь практически невозможно. Рис вообще дотируется государством, ибо он - основа питания, национальный продукт.
В США строго следят за сверхприбылями производителей. Мой приятель купил автомобиль "Форд". В конце года продавец прислал ему перевод на 81 доллар 35 центов. Почему? Контрольный орган проверил реализацию машин и обнаружил сверхприбыль. Чтобы не платить огромные штрафы, компания всем своим покупателям вернула переплату. Государство не должно влезать в дела частного бизнеса, но оно обязано защищать своих граждан строгими законами. Тогда у нас не будет атипичной инфляции и экономических чудес в виде роста экономики при ее полном развале.